Что определяет успешность комикса? Можно ответить: «Конечно же, продажи! Чем больше продали, тем выше успех». С экономической точки зрения это будет верный ответ, но как понять, что комикс понравился читателю? Мне, или вам, или другу Феде из соседнего подъезда? После Doom Patrol Джерарда Уэя мне кажется, что мерило хорошего комикса — желание его обсудить. Не вынести приговор, не уничтожить едким словцом, не спеть серенаду лунной ночью, а именно обсудить, попытавшись грокнуть во всей полноте.
Роботмен взрывает мир, находящийся в гиросе, и появляется в Нью-Йорке, прямо перед машиной скорой помощи, которую водит Кейси Брикс. Лари Трейнор лишается своего напарника — энергетического призрака и даже не может вспомнить как. Джейн мертва. Забита кирпичом, в который превратилась живая улица по имени Дэнни. Но мертва не совсем, ведь продажи комикса без ключевой героини будут ниже. Наконец, злобная организация, производящая гамбургеры, хочет пустить все население Дэнни на котлеты… в прямом смысле.
Ответственность за дурдом взял на себя Джерард Уэй. Музыкант, художник, комиксист, наркоман — доподлинно неизвестно, какие эпизоды биографии сценариста повлияли на сюжет больше. Принимая во внимания успех «Академии Амбрелла» (комикса про необычную семью супергероев), кажется совершенно логичным дать Уэю написать историю про подобную группу в рамках вселенной DC. Кто же знал, что абсурд «Амбреллы» померкнет в сравнении с хтонической фантасмагорией Doom Patrol?
Каждый номер уводит читателя все дальше по дороге из желтого кирпича в столь же желтый дом. Герои комиксов внутри комикса оживают, пробивая четвертую стену из одного комикса в другой. Человекоподобные коты, пришельцы из Негативного Космоса — нарушение законов физики, логики и здравого смысла придется употреблять в огромных количествах, пытаясь вычленить сакральное: «Что хотел сказать автор?» При этом едва ли не до последнего номера комикс не дает ответов на копящиеся вопросы. Видимо, Уэй ждет, пока они под давлением абсурда превратятся в один всеобъемлющий: «Какого [цензура] тут происходит?!» А потом из-за портьеры выйдет его величество автор в белом пальто и все объяснит с точки зрения маркетинга, заигрывания с фанатами и, конечно, редколлегией. Вот только это будет не то объяснение, которое вы ожидаете.
Потому что на самом деле ключевой мотив Doom Patrol — сатира на современный мир супергеройских комиксов. Такое постоянно проделывают небольшие издательства, но чтобы под крылом DC родился подобный насмешник — не припомню. Наглость Уэя — или смелость выпускающего редактора? — приятно удивляет. К сожалению, чтобы постичь всю глубину сатиры, придется прорваться через плотный поток получившейся истории.
Бросить читать хотелось несколько раз. Испанский стыд мешался с полным непониманием происходящего, элементы истории отталкивались друг от друга, а сквозной сюжет казался сплошным Deus ex machina в самом ленивом своем исполнении. Добравшись до последних номеров, я уже не хотел получить объяснения — я хотел, чтобы все наконец закончилось.
Весь этот хаос сдобрен огромным количеством текста, который объясняет, как в голове появляются плохие идеи. Каждое слово нужно прочесть, понять, простить и положить в общую картину мира, чтобы на следующей странице повторить процесс. Чтение невольно превращается в тяжелый труд.
Если отбросить фантасмагорию, то от комикса не останется ни одного диалога. С ней Уэй явно переборщил. «Амбрелла» выигрывает у Doom Patrol благодаря более четкой структуре и использованию абсурда лишь как фона, а не как способа достижения цели. В «Амбрелле» содержательность диалогов и общий посыл стояли на первом месте, а герои были хоть как-то представлены.
Да-да, Уэй не удосужился толком раскрыть ни одного персонажа. Если вы знакомы с предыдущими комиксами о «Патруле», то вам повезло. Зрители сериала тоже выигрывают при чтении. Если рассматривать творение Уэя не как самостоятельный комикс, а как продолжение предыдущих серий или сериала, то можно сберечь несколько нервных клеток при чтении и даже получить удовольствие.
Удивительно, как много роднит сериал и комикс. Прямых заимствований между ними немного, зато общий тон позволяет подсознательно объединить их в одну вселенную. Как будто смотришь на продолжение сериала, почему-то выпущенное в форме комикса. В этом случае характеры персонажей переносятся с TV, а значит, объяснять нужно еще меньше. Не удивлюсь, если такой и была задумка Уэя — написать комикс для поклонников предыдущих серий Doom Patrol, а не для новых читателей.
Не за что поругать разве что Ника Дерингтона, художника серии. Он с успехом справился с изображением всей той кислотной дичи, которая происходит с главными героями. Анатомия персонажей соблюдается, если не требуется показать прыжок в квантовый мир на живой машине. Фоны всегда детализированы. В данном случае это особенно важно, ведь рисунок передает большую часть задуманной Уэем атмосферы. Цвета неизменно яркие, что в очередной раз наводит на мысль о веществах, запрещенных в России для покупки без рецепта.
Перед нами комикс, отношение к которому строго определяется специфическим опытом читателя. У одних он вызовет восторг, другие будут обливать его грязью. Но больше всего не повезло тем, кто остался посередине. Я люблю бред в комиксах — смешной, непонятный, как в тестах на IQ. Но у всего есть предел. Когда бред бесконтрольно разрастается, затмевая здравые мысли автора, становится сложно называть получившийся продукт однозначно хорошим. Удачные моменты перекрываются сценами, во время которых кричишь: «Ну зачем?!» А в ответ тишина. И лишь усталый голос отзывается в голове: «Это же Уэй…»