«Полночь» — это сборник коротких рассказов, мало связанных друг с другом. Объединяют их лишь место действия, настроение и то, что они написаны сценаристом Юрием Плисенко и нарисованы художницей Натальей Криницыной, также известной как Карнесса.
В первом рассказе два брата гуляют по заброшенной ветви канализации. Старшему предстоит уехать из города, потому они решили вместе провести эту последнюю ночь. За время прогулки братьям придется столкнуться с плотоядными культистами, толстыми крысами и плохим интернетом, но им всем не стоило вставать на пути у разговора по душам. Во второй истории изображается мандраж участников начинающей рок-группы перед первым выступлением. Да, они готовы играть, но вдруг все пойдет не так и кровожадный тентаклевый монстр нарушит пространственно-временной континуум? Третья служит спин-оффом предыдущей. В шести кадрах мы наблюдаем за жизнью «бородюнь» — красивых накачанных бородачей, которые все делают вместе. Последний рассказ продолжает первый и раскрывает предысторию костей на столе у культистов.
Все эпизоды, кроме истории про «бородюнь», пародируют хорроры и научную фантастику. Все они имеют одинаковую структуру: читателя знакомят с обаятельным(и) героем(ями), он(и) попадает(ют) в жуткую и пугающую ситуацию, напряжение нагнетается, а потом разрешается сломом ожиданий и преодолением опасности в духе циничного молодежного постпостмодернизма. Сами пугающие элементы, очевидно отсылающие читателя к городским легендам в духе «Доктора Люцида», оборачиваются страшилками для детей. Несмотря на то что слом ожиданий достигается за счет банальных приемов, натянутым он не кажется, и комедийные развязки ситуаций действительном можно назвать смешными.
В этих историях не хочется искать недостатки и неточности, потому что они проникнуты меланхоличной нежностью героев друг к другу и самих авторов к ним. Мелодрама братьев, которым нужно преодолеть смертельную опасность, чтобы сказать друг другу три самых важных слова, кажется настоящей, как и переживания друзей-музыкантов перед выступлением. Сценарист дает героям не только поговорить друг с другом, но и помолчать, и эта тишина наполнена смыслом и любовью в широком значении слова.
Отдельно хочу обсудить рассказ про «бородюнь». Короткая история в один разворот не содержит реплик и сопровождается лишь закадровым текстом, хотя вполне могла бы обойтись и без него. Она пронизана приятным хипстерским гомоэротизмом и явно написана и нарисована с симпатией к ее главным героям. За шесть кадров успеваешь проследить динамику развития взаимоотношений персонажей от первой симпатии до крепкого союза.
Самое время поговорить про художника. Карнесса специализируется на романтизированных и слегка мультяшных изображениях жутких монстров (чаще всего с акцентом на зубы). Для сценария Юрия Плисенко ее манера рисования подходит идеально. Анатомически верные пропорции и стиль, напоминающий современную двухмерную анимацию (подобный рисунок можно видеть у Бритни Уильямс в комиксе про Адскую Кошку), дают комиксу приятную глазу картинку и интимную атмосферу посиделок у костра с рассказом жутких и забавных баек. Карнесса — автор с уже устоявшимися стилем и тематикой творчества, однако в этом комиксе качество рисунка немного разнится от истории к истории. Особенно это заметно в последнем рассказе. Возможно, прав обзорщик под ником «Еж, которому все понятно», утверждавший, что качество рисунков Карнессы напрямую зависит от того, насколько ей интересен сюжет. А может, она просто не успела так же тщательно проработать последний сюжет, как остальные (на это намекает шутка художницы на последней странице). Как бы то ни было, я надеюсь в будущем увидеть напечатанными и другие работы Карнессы, как, собственно, и Юрия Плисенко.
В целом сборник «Полночь» можно порекомендовать к покупке для себя, если хотите провести несколько минут за приятным чтением, или преподнести его в качестве подарочной открытки другу, с которым вы надолго расстаетесь. Я уверен, комикс порадует его в дороге.
Сборник комикс-рассказов «Полночь» выпущен издательством «Другое издательство» в 2018 году в формате TPB. Книга в 48 страниц проклеена, не прошита, поскольку для такой тонкой книги в этом нет необходимости. Цвета темноваты, но не так критично, как, например, в комиксе «До дна», бумага и качество краски не вызывают нареканий.