От этого релиза веяло чистым маркетингом с момента анонса: (1) только у «Азбуки» есть право на выпуск комиксов DC на русском языке, (2) в кинотеатрах выходит одноименный фильм, (3) большая часть сцен в трейлерах совпадает с сюжетом комикса. Посудите сами: то, что Дуэйн Джонсон застолбил себе роль Черного Адама, было известно еще до появления промо-материалов, а в первом же ролике нам показали доктора Сивана и семью Васкесов. Сложно не воскликнуть: «Ой, как удобно!». К подобному ходу издательства прибегают не в первый раз, но «Азбука» хотя бы не выпускает комиксы с кинообложками, ограничиваясь лишь рекламными вкладышами. Хотя что бы мы делали без маркетинга? Именно экранизации принесли комиксам в России культовый статус и помогают развиваться отечественным издательствам. Так, может, «Шазам!» — плод успешного симбиоза желаний поклонников супергероики и «Азбуки»?
Билли Бэтсон — заносчивый, самовлюбленный подросток-сирота. Он не привязывается к приемным семьям, потому что считает истинными только узы крови. Но семью Васкесов обычной не назовешь. В ней пятеро приемных детей разных возрастов и национальностей. И все они, в отличие от Билли, дружны и держатся друг за друга.
Но все меняется, когда одержимый поисками магии доктор Сивана находит томящегося в заточении Черного Адама — одного из могущественных чемпионов, выбранных Советом Волшебников, который решил отомстить своим угнетателям. Древнее зло пробудилось, и миру нужен новый герой — чистый сердцем и душой. Однако его поиски затянулись. Носитель силы Шазама — дряхлый старик, которому не совладать с Адамом. Последнему члену Совета не остается ничего иного, кроме как передать силу пусть и не чистому душой, но перспективному Билли. Теперь парню предстоит разобраться в собственных способностях и сразиться со злом.
С этого момента начинается фильм «Большой» с Томом Хэнксом. Силы позволяют Билли превращаться во взрослого мужчину, способного летать, быстро бегать и метать молнии. Еще ему должна была передаться мудрость Соломона, но это, видимо, решили оставить на будущее. Что делает ребенок, выросший в мире с супергероями, получив способности? Правильно, сначала покупает вкусняшки, потом расправляется с грабителями. Именно в такой последовательности, потому что дети должны оставаться детьми.
В основу сюжета Джефф Джонс положил классическую рождественскую историю преображения, которую хотя бы раз видел каждый. Это и «Один дома», и «Рождественская песнь», и «Семьянин», и еще немало кинолент, которые приятно пересмотреть во время длинных новогодних каникул. Теперь к их числу прибавится история о Шазаме. Ее можно и почитать, если глаза устанут от телевизора.
Практически каждый сюжетный поворот в комиксе угадывается без труда. Сценарий состоит из клише, тщательно обдуманных и подстроенных одно под другое. Его можно сравнить со снежным шаром: он идеален в вакууме. Благодаря рисунку все персонажи-актеры играют натурально, а чтобы сюжет не казался излишне слащавым, в него добавили нотки реализма вроде взбалмошного подростка или риторики в стиле «не бывает абсолютного добра». Атмосферу праздника обеспечивают украшенные гирляндами дома. И подсознательно ждешь, когда кто-то за спиной воскликнет: «Стоп! Снято!».
Даже стиль рисунка Гэри Фрэнка подобран ровно такой, чтобы вызывать как можно меньше нареканий у читателей. Он строго реалистичен, наполнен множеством мелких деталей. Особенное внимание художник уделил проработке мимики, из-за чего и возникает желание сравнить персонажей комикса с актерами.
У Джеффа Джонса получился «продукт». Завернутый в красивую упаковку, цельный, удачно эксплуатирующий темы праздника, семьи и детства. «Азбука» сделала все возможное, чтобы «продукт» добрался до русскоязычной аудитории. Ведь многие читатели комиксов — и я в том числе — хотят прочесть что-то новое о персонаже очередной киновселенной перед походом на фильм с его участием. Иначе кто будет кричать в зале: «Не канон!» или шептать друзьям: «В комиксе эта сцена был лучше!»?
К сожалению, если верить статье, включенной в дополнительные материалы, выпускать про Шазама особенно нечего. Классические комиксы не пользуются той же популярностью, что и современные. Многих отталкивает их рисунок и рафинированные сюжеты про чистое добро. Работа же Джеффа Смита слишком авторская, потому есть большой риск, что она будет плохо продаваться.
Конвейер качественных, но избитых историй породил очередной «продукт». Комикс можно прочесть, если хотите дополнить впечатления от фильма или не прикладывая особых усилий познакомиться с заглавным героем. Для тех, кто легких путей не ищет, существуют классические комиксы о Шазаме и авторские работы вроде Shazam! The Monster Society of Evil.