«Golden Age» Giulie Speziani, Robert Harrington

«Golden Age» Giulie Speziani, Robert Harrington, изображение №1

Читать на английском языке

С недавних пор я увлёкся старыми комиксами. Реально старыми, годов 1930-х или 1940-х. Тот самый пресловутый Золотой век, как его нарёк когда-то Ричард Лупофф. В поисках материалов о том времени я наткнулся на небольшую историю Golden Age, показавшуюся мне слишком простой и короткой, чтобы разбирать её; однако произведения, которые вызывают такую мысль, для рецензента становятся вызовом: «Расскажи о книге, о которой тебе нечего сказать!» Самое забавное, что зачастую в итоге ты находишь в простом сюжете то, чего найти совсем не ожидал.

«Золотой век» рассказывает историю Розы — девочки, которая живёт в северной Италии. На дворе весна 1946 года. Только закончилась война. Настолько «только закончилась», что в завязке сюжета Роза спотыкается о труп американского солдата, пролежавший в поле всю зиму. Помимо ржавой винтовки, у павшего воина оказалась сумка, набитая яркими журналами с комиксами, которые Роза позаимствовала, пообещав потом как-нибудь вернуть.

Рисованные истории захватывают девочку с головой. Всё настолько плохо/хорошо (нужное подчеркнуть), что, свистнув у поредевших жителей деревни мотоциклетные очки, резиновые перчатки и простыню, Роза становится защитницей деревни! Увы, сумасшедшие учёные, безумные клоуны и потерянные злобные братья-близнецы не рождаются в тот же момент, как некто решает пойти по пути героя, так что Розе приходится помогать чинить мотоцикл, сажать семена и выручать обитателей деревни по мере сил своих. И пусть на горизонте не появился враг, зато обнаружился самый настоящий сайдкик — Марио, единственный друг Розы. Единственный, потому что остальные или погибли, или уехали вслед за семьёй в поисках лучшей жизни.

Вместе они начинают настоящие супергеройские тренировки. По классике Золотого века, они отвешивают смачный хук средоточию зла тех лет — Адольфу Гитлеру. На этом авторы оставляют Розу и Марио ожидать их будущих невероятных подвигов.

Для описания рисунка так и просится слово «аккуратный». Ничего лишнего, даже штриховки по минимуму. Тени создаются цветом, для которого использовалась акварель, что, как по мне, идёт на пользу комиксу. Акварель создаёт атмосферу детства, яркого восприятия мира ребёнком и сглаживает при этом жестокость самого времени, которое угадывается в покинутых домах, разбитых окнах и ржавеющих танках, но акцента на них нет, они лишь часть фона в истории становления нового супергероя.

«Golden Age» Giulie Speziani, Robert Harrington, изображение №5

Вся история занимает страниц десять. На первый взгляд, это короткая ода Золотому веку комиксов, тем самым по-детски наивным и простым историям, в которых герои в цветастых костюмах били морды нацистам и спасали мир от безумных учёных. Но если задуматься: что такое комикс, если не ещё один способ рассказывать истории? Ещё одно звено в длинной цепочке, которая начинается у костра в пещере, когда только-только сформировавшиеся хомо сапиенсы видели в пляшущих тенях на стенах оживших духов, богов и героев, что помогали или противостояли им. Супергерои, созданные в прошлом веке, занимались тем же — закладывали у подрастающего поколения основу морали и нравственности, которую спустя много лет они будут считать интуитивно понимаемой или дарованной им самой природой. Однако эти идеалы и ценности вкладывали в их головы издатели, которые, конечно же, на этом зарабатывали неплохие деньги.

В этом отношении комиксы выполняют ту же роль, что когда-то выполняли сказки, которые родители читали детям на ночь, а ещё раньше — рассказывали, пока всей семьёй работали допоздна. Истории — вот, что нас объединяет и формирует наш мир, наше общество. Увы, мы постепенно начинаем забывать об этом. Вместо сказок детям ставят ролики из интернета, где пять человеков-пауков разного цвета делают странные вещи, будто рождённые в сознании, агонизирующем от слишком большой дозы ЛСД. Пять спайдерменов, скачущих на гигантском банане, вряд ли заложат основы морали или понимания мира, а если умудрятся это сделать, то я боюсь дожить и увидеть, что построят их воспитанники.

«Золотой век» напоминает об этой важной функции историй. Пусть с годами Роза позабудет об этих цветастых журналах, она может забыть свой нелепый костюм и своего верного сайдкика, но стремление оберегать близких, противостоять злу и поступать верно уже никуда не денется. Да, в своей жизни она сможет идти наперекор этим идеалам, но это будет вызывать у неё дискомфорт, она будет ощущать, что предает нечто.

Так что очень важно, чтобы дети читали правильные книги, как пел Высоцкий.

Юлиус Гуль