Издательство «Комикс Паблишер» вот уже несколько лет выпускает комиксы, объединенные вселенной и связанные общим сюжетом. Цикл называется «Вторая война богов», к этой вселенной относятся псевдоисторические и фэнтезийные комиксы «Тень одинокого бога», «Ткач» и «Крепость Сентия». В 2017 году сценаристы этих комиксов, Тимофей Алешкин и Фарит Ахмеджанов, начали публиковать на ресурсе «Авторский комикс» юмористические стрипы, действие которых происходило в той же вселенной, но затрагивало события маленького провинциального городишки Аквилея, где «ничего не происходит, но постоянно что-то случается». Иллюстрировать короткие и не очень анекдоты из жизни древнеримской провинции взялся художник Джо Дункан. В конце 2019 года издательство собрало стрипы в один том, который в 2020 вышел, получив название «Аквилея. Кровь, любовь и козлы».
Я не читал другие комиксы по вселенной ВВБ. Если я правильно понял, они носят характер серьезного эпика, в разработку которого авторы вкладывают много сил. Книга «Аквилея. Кровь, любовь и козлы» — намеренно юмористическая, поэтому, несмотря на принадлежность к этой вселенной, у происходящих здесь событий меньше эпического размаха и исторического соответствия. С точки зрения структуры «Аквилею» можно назвать сборником анекдотов и баек, условно объединенных главными героями, аналогично «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева. В комикс входят злоключения поэта Гая Веррия, который изгнан из Рима и сослан в Аквилею и теперь постоянно придумывает невероятные планы по возвращению себе привилегированного положения, надеясь на помощь незадачливого бога Малезока. Основная линия, прописываемая Тимофеем Алешкиным, перемежается похабными байками о других жителях Аквилеи, сценаристом которых стал Фарит Ахмеджанов.
Главный герой — Брейн, то есть, простите, Гай Веррий — показан как умный, но недальновидный манипулятор. Он пребывает в Аквилее в ссылке и раз за разом придумывает способы захвата власти в этой провинции, чтобы затем завоевать мир, то есть, простите, победоносно вернуться в Рим. Комикс с места в карьер стартует с очередного заговора, организованного Веррием, и авторы не знакомят читателя ни с его характером, ни с предысторией. Возможно, Гай Веррий был персонажем других комиксов Алешкина, а может, сценарист не посчитал нужным прописывать контекст для комического персонажа — не знаю. О Веррии можно уверенно сказать три вещи: он невероятно заносчив, во всем полагается на покровительство бога Малезока и некомпетентен в менеджменте, потому что его проекты регулярно срываются из-за безалаберности других заговорщиков или горожан, задействованных в его планах.
Помимо Веррия, в городе проживают: управитель города Секст Альбий с юным сыном Септимом, верховный жрец Тит Цезерний, его дочь красавица Стация, влюбленный в нее безымянный рыжий олух, имя которого не назвали, две гетеры — Таида и Лаида, а также толпа эпизодических персонажей.
Второй главный герой комикса — бог мелкого рогатого скота и домашней птицы Малезок. Его предыстория в комиксе тоже не обозначается. Насколько я смог понять, он входит в местный пантеон Аквилеи, состоящий из бога-правителя Зибельтурда, его жены, неназванной богини размножения домашнего скота, и их трех сыновей — Малезока, Меландрика, бога местной погоды, и Эпидуса, бога-бездельника. Пантеон подчиняется верховному пантеону римлян во главе с Юпитером так же, как правители Аквилеи подчиняются власти Цезаря. Боги и люди ведут параллельное существование, но Малезок по необъяснимой причине полюбился Веррию, и, когда тот взывает к нему, вынужден отвечать, потому что Веррий, как поэт, обладает способностью произносить особенно громкие молитвы, которые боги не в состоянии игнорировать.
В предыдущих трех абзацах я упомянул 13 персонажей и уверен, что вы уже забыли, кто из них кому кем приходится. Быстро, не подсматривая, попробуйте ответить: как зовут ребенка Тита Цезерния? Если забыли, это не удивительно, ведь связи между персонажами едва упоминаются, и при этом их очень много. То же относится и к самому комиксу. Персонажи то выходят на передний план, то едва мелькают на фоне, и трудно понять, о ком сейчас в комиксе идет речь и кем ему приходятся окружающие люди. Казалось бы, чего проще — нарисовать родословное древо богов или обозначить иерархические связи между жителями города. Но сценаристы и художник не потрудились даже сделать сноски с именами персонажей. Читателю постоянно приходится самому выискивать подсказки в рисунке или в диалогах, чтобы понять, о каком персонаже идет речь. Одного прочтения комикса недостаточно, чтобы понять сюжет и осознать связь между мало связанными событиями. А ведь, я напоминаю, речь идет о сборнике юмористических стрипов, но вместо развлечения мне предлагают самому разбираться в сценарной логике.
Теперь поговорим о самом юморе. Поскольку комикс только поступил в продажу, постараюсь не спойлерить шутки и описывать их в общем виде. Юмор в комиксе двух видов: ироничный и пошлый. За ироничный юмор отвечает Тимофей Алешкин. Сценарист выстраивает юмористическое напряжение на противопоставлении революционного пафоса Гая Веррия — и полного безразличия к этому пафосу остальных героев, включая богов. К примеру, довольно длинный рассказ, в котором Веррий придумывает хитроумною многоходовочку с вовлечением большого количества людей, заканчивается срывом операции, потому что пастухи не загнали стадо овец в стойло. Ту-туру-ту, вот и все, ребята! За пошлый юмор ответственен Фарит Ахмеджанов. В его рассказах нет хитровыдуманных схем, это чистая комедия положений. К примеру, в рассказе «Сиськи и боги» гетера просит у богов сделать грудь то больше, то меньше — и заканчивается история предсказуемым апогеем. Кроме того, в этом рассказе длиной 11 страниц слово «сиськи» повторяется 17 раз. Полторы «сиськи» на страницу — кажется, это слегка чересчур. Однако не буду пытаться выглядеть лучше, чем я есть: примерно на 12 «сиське» я начал посмеиваться. Но я этим не горжусь. Короче, юмор в комиксе примитивный и поверхностный, но я дам авторам шанс и предположу, что это стилизация.
В целом сборник производит двойственное впечатление. С одной стороны, рассказы стилистически и содержательно напоминают древнейшие образчики анекдотов, хотя кажется, что сюжеты больше похожи на древнегреческие сальности, чем на древнеримские остроты. С другой стороны, первая мысль после прочтения: «Ну и что это было?» Родственные связи персонажей, правила и законы, по которым существует мир, мотивация героев — все обозначено так слабо, что даже пересказать содержание сборника кажется трудной задачей.
Рисунок в комиксе приятный и, что важно, хорошо подходит истории. Джо Дункан, художник из Тюмени, рисует в стиле, который хочется назвать «европейским». Плавные, жирные линии отделяют фигуры от фона, объем фигур создается тенями, а не штриховкой, анатомия персонажей реалистичная — я люблю такой стиль. Арт Джо Дункана похож на работы Артема Топилина, хотя Дункан добавляет персонажам больше мимических морщин и несовершенств внешности. В похожем стиле, но более брутально и реалистично, рисует Дэрик Робертсон, художник серий «Трансметрополитен» и «Пацаны». У Дункана хорошо удаются лица, эмоции легко считываются и при этом имеют необходимый уровень забавности, я бы даже сказал — мемности. У каждого персонажа есть лицо, и даже в массовых сценах они отличаются друг от друга.
Отдельно хочу отметить мастерство стилизации. В некоторых сценах художник отходит от обычного стиля и стилизует кадры под фрески, глиняную роспись и мозаику. Это выходит у него очень хорошо, и таких экспериментов хочется больше. Каких-то откровенных ошибок мне заметить не удалось. В одном месте художник, кажется, перепутал цвета нитей мысли у людей (не спрашивайте), из-за чего сюжет потерял смысл, но, возможно, я что-то неправильно понял.
Работа с цветом мне понравилась меньше графики. Дункану удается реалистично изображать тени, подбирая соответствующие темные оттенки основного цвета, фигуры имеют необходимый объем. При этом сами цвета тусклые. По страницам разлита сероватая бледность, будто они присыпаны мелом или пеплом. Предполагаю, это часть авторского замысла — все же комикс рассказывает про античные времена, и художник стилизует рисунок под античную живопись. Но почти все действие происходит в черте белокаменного города, и большинство персонажей носят льняные ткани. К концу чтения небольшой книжки я устал от бежево-серого цвета, и даже яркие одежды богатых горожан не помогают — к последней странице глаза видят только расплывчатое охряное пятно. Мне кажется, что в черно-белом варианте комикс воспринимался бы лучше.
Комикс поступил в продажу в начале февраля этого года, поэтому на него пока нет рецензий и отзывов читателей. В группе издательства я встретил мнение, что комикс больше заходит читателям мужчинам, на которых и был рассчитан. Что же, возможно, сыграла роль упоминаемая статистика сисек.
Как бы то ни было, мне комикс скорее не понравился. Но надо сделать оговорку: если интриган Гай Веррий и незадачливый божок Малезок представлены в других книгах серии, где их биография и мотивация обозначены более четко, этот комикс может стать приятным дополнением к ним. Юмористический комикс-вбоквел про древнеримский городок, вплетенный в контекст эпической борьбы богов и людей — хорошая идея. Но если комикс стоит особняком, я вынужден констатировать, что он крайне недружелюбен к читателю. Персонажи не прописаны, не понятны, их связь друг с другом слабо обозначена. Комикс, позиционируемый как сборник анекдотов, требует от читателя концентрации внимания, чтобы понимать некоторые шутки. Самим шуткам требуется контекст, которого часто нет. Авторы комикса презентуют его как легкомысленный и не несущий смысловой нагрузки, и я предполагаю, что его события мало влияют на основной сюжет «Второй войны богов», а значит к прочтению комикс не обязателен. Не уверен, что могу посоветовать комикс широкому кругу читателей. Если вы фанат серии или кого-то из авторов — вперед, комикс станет неплохим дополнением к коллекции. Но если вы ничего не знаете о вселенной «Второй войны богов», начинать знакомство с ней с этого сборника стрипов не стоит. Так же, как не стоит начинать знакомство с эпическим аниме с филерной комедийной серии о спасении котенка. Это нишевый продукт, направленный на фанатов вселенной и вряд ли способный завоевать новую аудиторию.
Д. Коробенков