“Kill or be killed” Ed Brubaker

После неудачного прыжка с крыши к двадцативосьмилетнему студенту-бакалавру Дилану приходит демон и говорит, мол, спасение от верной смерти требует платы, а именно — по одной душе преступника за месяц. Не то чтобы Дилан просил его спасать, но демону не откажешь, ведь он может и руку сломать и горячку наслать, а найти бандита, педофила или сутенера в большом городе труда не составляет. Вооружившись револьвером отца, главный герой идет на улицы города в поисках жертвы, попутно влипая в разборки с русской мафией и полицией.

Есть две вещи, которые мне хотелось бы знать перед прочтением. Первая — раскрытие темы суицида. Брубейкер попытался разогнать сюжет, одновременно начав несколько важных для сюжета линий, попутно прописывая характеры «в крупную клетку». В эту мясорубку попали отношения Дилана и его давней подруги Киры. Будучи в отношениях с соседом главного героя по квартире, девушка, ведомая алкоголем, начала вести себя в высшей степени соблазнительно. Дело чуть не дошло до измены (а может и дошло, тут как посмотреть). Однако за спиной Дилана Кира его жалела, как оторванного от жизни неудачники. Это и стало причиной прыжка.

“Kill or be killed” Ed Brubaker, изображение №2

Такой способ разобраться с проблемами удачно показывает Дилана… неудачником. Человеком без стремлений, амбиций и талантов. То, что и нужно было для завязки сюжета. Такого персонажа можно развивать в любом направлении, а читателю будет сложнее предугадать очередную веху изменений главного героя. К тому же появляется потенциальная дамочка в беде, любовный интерес и зачин для глубокого женского образа. Но все это можно понять лишь прочитав до конца. А пока парень прыгает с крыши по надуманным причинам.

Второй сбивающий с толка нюанс – мистика. Филлипс и Брубейкер не первый раз обращаются к этой теме, но в данном случае делают это нелепейшим, на первый взгляд, образом. Демон не вписывается в контекст строго реалистичного произведения ни сюжетно, ни визуально. Он выпадает из кадра, несет банальщину про прогнившее общество и напоминает призрак Роршарха, если бы он попал в ад и вернулся с рогами и в виде черной тени.

“Kill or be killed” Ed Brubaker, изображение №3

Вот такой набор для первого тома: главный герой – тряпка, его любовный интерес – потаскуха, мотивация объясняется демоном, сам демон не вписывается в реалистичный мир и только Шон Филлипс неизменно радует как художник, хотя и выдает все те же излишне затененные лица и стилизованное под нуар окружение. Как хорошо, что Kill or be Killed не был моим первым комиксом Филлипса и Брубейкера.

Предыдущие работы звездного дуэта тоже раскрывались не сразу, но в каждой из них была изюминка, заставляющая читать дальше. В Fatale – загадка бессмертной женщины, в Fade out – удачно переданная эпоха, в Criminal – элементы классического фильма про людей по ту сторону закона. В Kill or be Killed хвататься не за что. Современность редко удается изобразить интересно для тех, кто и так видит ее каждый день. Главному герою только предстоит показать себя. Про мистику я уже писал выше.

Все это знал и Брубейкер, потому сюжет развивается не последовательно, перескакивая в будущее. В будущее, где перед нами хладнокровный киллер, зачищающий здание в стиле фильма Рейд». В его руках уже не револьвер, а обрез. Движения размеренные, выстрелы точные, а в поведении нет ни намека на размазню, который совершает суицид из-за девушки. Так появляется главная интрига следующих трех томов – как Дилан докатился до жизни такой.

“Kill or be killed” Ed Brubaker, изображение №4

Дальше срабатывают внутренние монологи главного героя. На удивление простой язык комикса доходчиво объясняет, что чувствует человек, впервые в жизни идущий на убийство, как он боится быть пойманным, что происходит в его голове, когда приходит понимание – полиция ищет не там и не того. Важно понимать – Дилан не солдат, прошедший подготовку. От того внутренний диалог делает героя ближе к читателю.

В целом работа с персонажами – сильная сторона комикса. В центре сюжета Дилана успешно теснит Кира. Ее история заставляет взглянуть на происходящее другими глазами и даже посочувствовать девушке. Дилан эволюционирует, строго придерживаясь реалистичной канвы: получает по морде, делает выводы, лучше готовится к каждому следующему убийству, учится импровизировать и раз за разом все сильнее влипает. Как будто, однажды отняв жизнь человека, он навсегда навлек на себя проклятие, хотя на самом деле все намного проще.

Если проводить аналогии, то Kill or be Killed напоминает, неожиданно, Бойцовский клуб. Некое третье лицо втягивает главного героя в опасную авантюру по очищению мира от угрозы, рожденной обществом потребления. Сам главный герой не против некоторых лекарственных препаратов, официально запрещенных как наркотические. К сходствам можно отнести и непростые отношения с девушками, и образ самих девушек – темное прошлое и неопределенность в настоящем.

Разница же в том, что Брубейкер умеет остановиться и не превращать книгу в фарс, в попытке шокировать читателя для лучшей передачи своей, довольно простой, мысли. Даже концовка в комиксе получилась логичнее некуда. Не мог автор просто отпустить убийцу, потому что убивать – плохо, это вам любой ребенок скажет. Как плохо и оправдывать убийства. Но повествование ведется от первого лица в прошедшем времени, что усиливает интригу – что произойдет на последних страницах? Неужели главный герой не понесет наказания? А если понесет, то какое?

В этот раз Брубейкер и Филлипс не отыграли абсолютно гладко. Видны шероховатости в начале, сюжет немного затянут, хотя и постоянно находится чем заинтересовать читателя. Однако есть в этом свое очарование. Комикс показывает, что на самом деле произойдет, если обычный человек пойдет кровавой дорожкой преображения мира. Сам себе судья и палач, дрожащая тварь и имеющий право – это все Дилан, каким его видит автор. Можно сказать, что в каком-то смысле Брубейкер написал свою версию Преступления и наказания, в современном антураже, тяготеющую к Паланику. Видимо, какие времена, такие и книги.

Ю.Гламаздо