«Тысяча жизней Ирены Сендлер» Жан-Давид Морван

Психолог Виктор Франкл, прощедший через нацистские концлагеря, пришел к выводу после своих злоключений, что самым главным для человека всегда будет смысл жизни. У каждого он свой, каждый должен искать свое призвание, которое может быть и великим, и не очень, но именно в осуществлении своего предназначения человек достигает гармонии и спокойствия, а без смысла жизнь становится невыносимой. В его отсутствии Франкл и видел причину всех проблем нашего общества.

В то время, как доктор пришел к своему выводу, по ту сторону забора Ирена Сендлер, отдававшая все свои силы делу спасения людей в варшавском гетто, пришла к более простой формулировке: «Сделать как можно больше прежде, чем меня поймают!». Ей и её подвигу посвящён комикс Тысяча жизней Ирены Сендлер.

«Тысяча жизней Ирены Сендлер» Жан-Давид Морван, изображение №1

Эта история начинается в 1941 году, когда Ирена возила тысячам запертых в гетто евреям горячую пищу, одежду и лекарства. Она выбивала всю возможную помощь для них, хотя дело это и выглядело совершенно бессмысленным, ведь все понимали, что это помощь будущим покойникам. Несмотря на это Ирен делала что могла, выбивала всё, что только можно было получить от нацистов. Ей хотелось сделать еще больше, но это значило переступить черту, за которой её ждала тюремная камера, пытки и пуля в затылок. Автор не поленился процитировать декреты, которые и обещали казнь всякому, кто поможет еврею или укроет его.

Смерть одного мальчика становится поворотным пунктом в истории Ирены. Опасаясь каждого нового шага, она однако находит и неравнодушных, смелых людей, и средства, и возможности, чтобы спасать детей из гетто. Она создала целую сеть, которая укрывала ребятишек, находила им приёмные семьи на время правления нацистов, а главное, Ирен бережно хранила информацию о настоящих именах этих детей, чтобы после окончания войны, они вновь стали теми, кем родились. Это всё стоило ей месяцев пыток в тюрьме, во время которых она так и ничего не рассказала. А благодаря подполью, она сбежала и продолжила своё дело.

Ирен спасла две с половиной тысячи детей.

«Тысяча жизней Ирены Сендлер» Жан-Давид Морван, изображение №2

История эта изображена в карикатурном, даже мультяшном стиле, что невольно отсылает к Маусу, который так же изображал ужасы Второй мировой войны при помощи простой графики. Но в отличие от творения Шпигельмана в Тысячи жизней не пожалели цвета. Интересная особенность – использование фантазий детей как отражения ужасов мира реального. Это выкручивает контраст на максимум. Но при этом авторы не ударяются в изображение смерти и страданий, что делает книгу вкупе с простой и яркой графикой приемлемой для детей.

«Тысяча жизней Ирены Сендлер» Жан-Давид Морван, изображение №3

И я считаю это очень важным моментом. Такие истории должны быть доступны детям. По мере их взросления, с каждым новым репортажем по ТВ или в YouTube они будут видеть, как много в мире жестокости и ужасов. От обилия подобных историй и у взрослого человека складывается подчас ощущение, что просвета в этой мрачной пелене нет. Но Ирена Сендлер может показать, что даже в самое страшное время, когда любой неверный шаг приводил к смерти, а человеческие жизни ничего не стоили для власть имущих, находились люди смелые, самоотверженные, которые, не боясь последствий, понимали, что правильно, и посвящали свои жизни благородной цели. Ведь этот комикс рассказывает не только об Ирене. Её борьба за жизни детей была бы невозможна без десятков сподвижников и сотен родителей, принимавших спасшихся ребятишек. Да, в комиксе говорится, что, как и у родителей Шпигельмана, у большинства евреев проблемы не закончились после войны. Многих из них убили уже далеко не нацисты. Жестокости и озлобленности в этом мире хватает. Однако в нём есть и люди, подобные Ирене.

Скажу честно, я не большой любитель биографических комиксов, но, на мой взгляд, подобные книги нужны. Понятно, что во время немецкой оккупации хватало хороших людей помимо Шиндлера, и про всех не снимешь высокобюджетный голливудский фильм, но хотя бы небольшой комикс, который читается за часок, сделать стоит. Сделать как напоминание о том, что мир не состоит лишь из жестокости, есть в нём место и добру, и надежде. Напоминать об этом очень важно, ведь цинизм – это пораженчество перед лицом жизни.

Ю.Гуль