«Индустриальная готика» Т.МакКивер

Один из главных плюсов комикса как формы самовыражения – это его доступность. Для того чтобы выплеснуть свой внутренний мир на страницы, не нужны огромные бюджеты киноиндустрии, не нужна монструозная инфраструктура телевидения или целый штат актеров, костюмеров и декораторов драматического театра. Есть лист, и есть карандаш. Но это и один из главных минусов медиума. Когда автор отвечает и за сценарий, и за рисунок, и за цвет, и при этом он сам себе редактор, то на свет нередко появляются весьма спорные и неоднозначные работы вроде «Индустриальной готики».

«Индустриальная готика» Т.МакКивер, изображение №1

Первое, что бросается в глаза – обилие текста. Когда закрываешь комикс, то невольно думаешь, что автору было бы куда проще написать повесть, ведь добрую половину текста он уже настрочил. Главный герой на протяжении всей истории как бы ведет дневник, в котором раскрывает свое отношение к происходящему и к миру в целом. А мир весьма странный.

Наш герой – Карандаш, и его лишенная конечностей девушка Никель живут в тюрьме для уродцев. Это недалёкое будущее, в котором стандарты красоты закрепили законодательно, и у каждого гражданина появился выбор: либо довести с помощью операций и всяческих процедур свой внешний вид до идеала, либо оказаться за стенами специальных тюрем, которые больше похожи на города внутри городов. В конце первого номера парочка сбегает и отправляется на поиски мифической Алюминиевой башни – земли обетованной, где рады любым людям любого внешнего вида.

«Индустриальная готика» Т.МакКивер, изображение №2

Такова завязка сюжета, но дальше начинается нечто странное. Внешний мир населен странными людьми, обитающими в необычных местах. Тут есть и девушка-кузнец, что живет на заброшенном металлургическом заводе; есть город, в котором постоянно что-то взрывается, а пожар не кончается и пожирает здание за зданием; есть база, где сумасшедший боди-фрик ваяет руками верного пластического хирурга уродцев под свой извращенный вкус; есть банда этаких нагих амазонок с заклеенными пластырем сосками. В общем, я читал «Готику» так, будто это облегченная версия сочинений Берроуза.

Вроде как произведение начинается с вопроса о красоте и заканчивается им, но я не смог связать с ним середину и все приключения Карандаша и Никель между завязкой и кульминацией. На мой взгляд, «Индустриальная готика» получилась этаким экзистенциальным произведением, иллюстрирующим, что Вселенная место жуткое, одинокое, что в ней нет разницы между тюрьмой и свободой, и найти какое-то утешение ты можешь лишь сам.

«Индустриальная готика» Т.МакКивер, изображение №3

Визуальный стиль соответствует сумбурному и довольно мрачному содержанию. Рисунок грубоватый, местами откровенно гротескный, весьма и весьма «на любителя». Цветовая гамма также не радует яркими красками. Общее впечатление от стиля – давящий.

В целом, «Индустриальная готика» — это комикс, который трудно порекомендовать кому-то, потому что даже жанровая принадлежность определяется не по конкретным признакам, а как-то интуитивно. Интуитивно кажется, что читаешь постапокалипсис. По факту же это поток сознания автора. Он обретает какие-то формы, хотя по большей части выражен текстом, но в конечном счете это комикс не о мире, потому что он не раскрыт, не о персонажах, ведь не их характеры, не их отношения толком в фокус не попадают, он о мыслях автора, о его взглядах.

Артхаус – вот лучшее описание этой книги.

Ю.Гуль