Я часто ругаю супергеройские комиксы. За глупость, за штампы, за рисунок, сделанный наспех. Но должен признать, для настоящего творца, создающего шедевр, не важен жанр. Жанр становится призмой, через которую проходит его творчество и обретает законченную форму. Если говорить о супергеройском кино, то примером такого подхода я бы назвал трилогию К.Нолана о Бэтмене. Ведь это не кино-комиксы, которые клепают сейчас в Марвел, это, в первую очередь, слово самого Нолана, только прошедшее через призму Бэтмена. От того и вышло хорошо, что комиксы тут стали средством, а не целью.
В самих комиксах тоже можно найти случаи супергероики, которая не попадает в рамки стандартных шаблонов. «Лечебница Аркхем» – одна из таких историй. Для меня показательно уже то, что художник – Дейв МакКин – всегда сторонился комиксов о людях в лосинах, но сделал исключение для этой истории. И этому я очень рад, потому что без него эта жутковатая книга потеряла бы не меньше половины своей прелести.
Благодаря его работе уже с первых страниц, еще до начала комикса, пробирает дрожь. Эти страницы напоминают мне интро в сериале «Американская история ужасов», причем жутковатая музыка на фоне появляется в голове сама. Рисунок МакКина ничем не уступает его умению создавать фотоколлажи. Атмосферный, жуткий, создающий сюрреалистичную атмосферу происходящего. Невольно возникает вопрос: «Случилось ли это на самом деле или нет?»
А это, кстати, хороший вопрос. Г.Моррисон поднимает в «Лечебнице» тему, которая следует за Бэтменом всю его жизнь: «А не сошел ли с ума парень в костюме летучей мыши?». И если в «Убийственной шутке» А.Мур лишь задал этот вопрос, то Г.Моррисон решил влезть буквально в голову Брюса и удостовериться в его нормальности. Конечно, лоботомии ждать не приходится, хотя в такой атмосфере она более чем уместна. Грант всё расскажет и покажет с помощью аллегории.
По сюжету сумасшедшие захватили Аркхем и требуют к себе Бэтмена, угрожая в противном случае убить всех сотрудников. Ожидаемо, что Бэтс отправился, не задумываясь. Отпустив, как и обещал, заложников, Джокер сообщает Бэтмену об игре – час, чтобы спрятаться, а потом вся лечебница пойдет его искать, чтобы убить. Наш герой повинуется и бежит по коридорам больницы в поисках убежища.
Тут-то и начинается самое интересное. Вся дальнейшая история – это путешествие в голову самого Бэтмена. Замечательно то, что дом становится практически осязаемым. Я могу представить его стены и темные холодные коридоры. Грант смог подарить мне ощущение, что я брожу по настоящему дому, натыкаясь на давно знакомых злодеев. Каждый из них есть некая слабость самого Бэтмена. То, что должно преодолеть. Страх одиночества, страх всевластия, страх тщеславия. Каждый пациент олицетворяет нечто внутри Брюса, и с каждым ему предстоит справиться или признать, что в этих стенах ему самое место.
Причем у меня сложилось ощущение, что сам Бэтмен не уверен в своей нормальности, что это путешествие ему было просто необходимо, чтобы понять себя до конца. Потому-то почти всю книгу Брюс будто сам не свой, но когда все ответы получены – он вновь обретает силу и здравомыслие. Финал и становится ответом на вопрос о безумии Бэтмена – он уходит, а сумасшедшие остаются.
Лично я был в восторге от прочитанного, когда закрыл последнюю страницу. Но впереди меня ждало не меньшее удовольствие – в русскоязычном издании имеется помимо самого комикса его сценарий. Многие говорят, что это сделано зря, мол, полкниги – это сценарий, который никому не нужен. Моё мнение – сценарий дарит возможность заглянуть намного глубже в эту историю. Вы только представьте – комикс в 48 страниц основывается на сценарии в 90 страниц. Почти в два раза больше, это учитывая, что обычно все с точностью наоборот. Откуда же объем? Из маниакального внимания Моррисона к деталям и к отсылкам, которые делают историю объемнее. Перечитывая сценарий, я совсем не завидовал МакКину, потому что умудриться уместить всё, чего желал Грант – дело не из лёгких. Уверен, там были целые баталии по поводу удаления хотя бы чего-то, чтобы разгрузить страницу. Но этот автор того стоит.
Одни только цитаты из «Лечебницы» – это великолепно. Двуликий, сравнивающий Луну с серебряным долларом – прелесть. А уж какой холодок по спине у меня побежал от слов «А домик посмотрел на меня».
В общем, эту книгу стоит прочитать. Да, не всякий выдержит рисунок МакКина, но тут он как нельзя к месту. Любой другой художник не смог бы передать эту атмосферу. Ну может, Темплсмит. Благодаря этой книге вы не только загляните под ушастый скальп Бэтмена, но и узнаете историю самой знаменитой лечебницы в мире комиксов, сможете прогуляться по ее мрачным коридорам и встретиться с давно знакомыми пациентами. Так что открывайте книгу и проверьте, не безумны ли вы.