“Форма голоса” Ё.Ооима

Это произведение не хотели публиковать в Японии. Проблемы, поднимаемые в нем из тех, о которых обычно не говорят. Дети – святые, обучение в школах нравственным основам – идеально, инвалиды – всегда в почете. Теоретически. Любое общество не захочет говорить о своих промахах – например о злых детях, недальновидных взрослых и травле тех, кто слабее, в школах. Ёшико Ооима видимо решила не замалчивать проблемы, а заявить о них во всеуслышание. Шаг рискованный, ведь писать на такие темы, да так, чтобы это трогало людей за живое сложно. Планка сразу ставится высоко.

В класс переводят глухую девочку. Детей просят помогать ей. Она плохо говорит и общается через тетрадь, плохо понимает преподавателя, отчего просит одноклассников записать для нее некоторые фразы, ответы у доски – тоже только письменно. В этом классе учится Ишида Шоя – сорванец, борющийся со скукой в своей жизни. Если Рэнт Кейси предпочитал укусы, то Ишида – прыжки с мостов в реку, называя это испытанием на храбрость. Именно ему пришла в голову остроумная идея поиздеваться над глухой девочкой – неправильно написать в тетрадь цитату учителя, криком предупредить о летящем в нее мяче или похоронить слуховой аппарат. В подобных начинаниях будущего лидера поддерживает весь класс. Когда девочку переводят в другую школу и ставят вопрос ребром, дети радостно вешают всех собак на Ишиду, перебрасывая усилия по травле на него.

Проходит несколько лет. Парень горбатится на работе, хорошо учится и совершенно одинок. Он собирает скопленные деньги, оставляет их матери и идет топиться. Правда для начала решает извиниться перед той, над кем издевался в начальной школе. С этого и начинается основная история.

Невозможно в двух словах рассказать о чем это произведение. Безусловно чувство вины играет роль, но лишь до определенного момента. Нам покажут как люди меняются с возрастом (или не меняются, кто как), насколько по разному взрослые видят различные ситуации и когда взгляд ребенка правильнее, чем позиция умудренного жизнью учителя. И все это будет лишь поверхностным взглядов. Основная тема лежит глубже. Люди не умеют слушать.

Живя в собственных представлениях о мире и людях мы часто думаем, что понимаем содержимое мыслей других, однако это не так. “Великого мастера” понимания из среднестатистического человек не выйдет, на это нужны годы жизненного опыта и не абы какого. У каждого из нас за спиной своя история, очень разная, пополняющаяся с каждым годом. И весь этот багаж влияет на то, что мы думаем. Так расскажите, как, не зная о человеке всего, можно определить о чем он или она думает?

Казалось бы, при чем тут умение слушать? Все очень просто – люди сами способны сказать что думают. Могут соврать, но и на это обычно есть причина. Так и с героями “Формы голоса” – они долгое время не могут услышать друг друга. Ишида закрывается от мира, не считая себя достойным общения с людьми (те самые представления о других, искаженные виной). Остальные персонажи так же обладают историями, сугубо реалистичными, приведшими к тому, чем они являются. Мнение читателя о каждом их них меняется едва ли не на противоположное, когда автор дает взглянуть на ситуацию глазами каждого из участников действа.

Все это нарисовано с огромной любовью. Проработанные образы, задники (там, где они нужны), мимика и лица. Придраться к рисунку может лишь тот, кто на дух не переносит графический стиль манги. Более того – наконец автор выжимает из формата все. Лица одноклассников Ишиды перечеркнуты крестиками – так он их воспринимает. Работа с панелями на высоте. Рисунок подчеркивает сюжет, не скатываясь на протяжении всех шестидесяти двух выпусков.

Для манги это небольшое в объеме произведение. По продолжительности выпуска оно сравнимо, например, с “Трансметрополитен”, а по скорости чтения едва ли не в два раза меньше. Слог простой, сюжет держит практически до конца. У этой манги нет какого-то рекомендуемого возраста для чтения – каждый найдет в ней нечто свое. Полезно будет как детям, так и их родителям (правда возрастной рейтинг все же есть – 12+). Если случится чудо и в России появится издание “Формы голоса” я буду в числе первых купивших.

Ю.Гламаздо