Думаю, любой ценитель комиксов сталкивается с предвзятостью со стороны окружающих. Подчас складывается ощущение, что сообщить, о своем увлечении рисованными историями, равносильно признанию в незрелости и чуть ли не в недееспособности. А ведь проблема только в невежестве. При слове «комикс» у абсолютного большинства людей «не в теме» в голове появляется образ высокого и мускулистого героя в цветастом латексном костюме. Но истории о супергероях –малая часть этой культуры. Просто традиционно жанр стали связывать именно с ними. Хотя комикс начался далеко не с Супермена и совершенно им не ограничивается.
Но кому есть до этого дело? Проще сказать, что всё это детские картиночки без смысла. Потому-то, когда гости видят мою коллекцию, взгляд их становится снисходительным. Некоторые пытаются листать случайную книжку, но не находят в ней ничего интересного для себя, пока не добираются до особенной полки, где хранятся мои любимые экземпляры. Думаю, это сравнимо с винным погребом, где хранятся напитки самой долгой выдержки. Открыв, например, книгу Серджио Топпи, все аргументы у оппонента пропадают. Он, молча, листает страницу за страницей, поглаживая прекрасную бумагу. Не читает. Просто рассматривает чудесную графику итальянца. Закрыв книгу, гость признает, что это он бы с удовольствием прочитал.
Забавно, но по большей части эта полка отборных экземпляров заполнена творчеством европейцев. Направление, получившее сокращенное название BD, которое пока не обрело у нас популярность. Где уж шикарному рисунку и продуманному сюжету соперничать с историями, которые экранизируются с завидной регулярностью. Но я верю, что наступит некая точка пресыщения, когда читатель научится не просто потреблять всё ему предложенное, но и даст росточки чувство прекрасного, появится вкус. Тогда-то на рынке станет куда больше альтернатив цветастой и яркой супергероике. Хотя трудом энтузиастов некоторые шедевры переводятся на русский язык уже сейчас.
В числе таких книг, на полке моих фаворитов стоят два тома французского BD «Блэксад».
Америка 50-х годов. Одна из трёх моих любимых эпох. Антураж мегаполиса. Зарвавшиеся магнаты. Угроза ядерного холокоста. Улицы, заполненные снующими туда-сюда людьми. Хотя о чём это я, они тут не люди, они звери. Да, комикс об антропоморфных животных. Но если вы сразу настроились на добрую и поучительную историю в стиле «Зверополиса» – не стоит, у нас тут всё-таки детектив.
В два тома собрали первые четыре истории о чёрном коте Джоне Блэксаде – частном детективе. В каждой истории он распутывает какое-то дело. Но у жанра детектива много разновидностей, и автор не упустил возможности поэкспериментировать. В итоге, вы можете насладиться сначала классическим нуарным детективом, потом остросоциальным, шпионским и психологическим.
Неожиданно то, что мне понравился «Блэксад», потому что я очень не люблю, когда вместо людей вставляют животных. Но тут все выглядит органично. Этот приём использовался еще в древнегреческих баснях, куда попал, как я понимаю, вообще из первобытных сказок и легенд. Да и суть вполне ясна – если говорить о пороках, но приписать их не людям, а зверям, читать не так обидно будет. И возможно, это оправдано, ведь темы автор поднимает острые. Причем, прелесть в том, что как они были актуальны в 50-е, так и не потеряли этой актуальности сейчас. Где-то автор говорит о несправедливости системы, когда сильный может уйти от ответственности. Всё как у классика: «Законы — это паутина: крупные мухи сквозь нее прорываются, а мелкие — застревают». Но всё идёт иначе, если крупной мухе перебежит дорогу принципиальный чёрный кот. В другой раз автор поднимает вопрос о неравенстве в обществе. Потом переходит на тему ужасов войны. То есть, мы получаем не просто развлекательное чтиво, но и пищу для размышлений.
Рисунок заслуживает отдельной статьи. Здесь прекрасно всё.
Трудно представить насколько кропотливо Гуарнидо подошел к созданию деталей. Практически любая панель сопровождается фоном с множеством мелких элементов. А чего только стоит сцена карнавала в Новом Орлеане. Это титанический труд, поверьте тому, кто когда-то рисовал мультфильмы.
Но прелести на этом не заканчиваются. Второе, что замечаешь – эмоции. Переданы мастерски, часто гипертрофировано, но везде органично. Большим плюсом этой работы, я считаю, внимание художника к тому, что он рисует животных. Это хорошо видно в сценах, где Джон в ярости: шерсть дыбом, уши прижаты, клыки оголены. Большинство художников у антропоморфной животных эмоции изображают также, как сделали бы это на человеческом лице, а Гуарнидо помимо этого изображает проявления эмоций типичные для животного.
И последнее – это, конечно, цвета. Ручная работа. Каждая панель раскрашена мастерски. И снова огромное внимание к деталям. Например, к теням, которые художники так нравятся. Целая сцена, где персонажи в погожий день говорят под кроной дерева. Прорисована тень от каждого листочка, причем я вижу именно тень, а не кучу темных пятен, будто герои немного запылились.
Так что я категорически вам советую его прочесть. Это увлекательные детективные истории, полные интриг и настоящих эмоций, сопровождаемые чудесным рисунком. Если сомневаетесь, просто возьмите и полистайте, и я уверен, вы уже не выпустите книгу из рук, пока не закончите читать.