Обычно перед тем, как сесть и описывать свои мысли по поводу очередного произведения, я ищу в Интернете отзывы людей, чтобы сверить их с моими впечатлениями. Мало ли, я ведь все-таки всего лишь человек и могу упустить что-то важное. Чаще всего нахожу как единомышленников, так и противников. В этот раз нашел довольно мало отзывов, из которых ни одного отрицательного.
Это странно, ведь я говорю о «Штамме».
Мне сравнивать не с чем: я не смотрел одноименный сериал, который, вроде, весьма популярен, и не читал оригинальной книги, которая, видимо, тоже популярна, раз сняли сериал. Хотя я вас обманул, у меня есть с чем сравнивать: с тоннами произведений о вампирах самого разного рода, появившихся за последние сто с небольшим лет с момента издания «Дракулы» Брэма Стокера.
Я считаю, что лезть в такую загаженную тему как вампиры стоит только при наличии совершенно нового взгляда или взрывной идеи. А мы видели вампиров в самых разных ракурсах от крысоподобных уродцев из начала двадцатого века до смазливых мальчиков, рожденных фантазией Стефани Майер. Так что трудно удивить сытого современного читателя.
Осознавая это, я брался за чтение первого тома «Штамма» с надеждой увидеть нечто свежее, но вместо этого получил даже не самобытное произведение, а просто фарш из штампов о вампирах и идей не первой свежести.
Начало. Самолет с мертвой командой, на котором оказался гроб с землей. Ведь если вместо корабля у нас будет самолет, а вместо Лондона – Нью-Йорк, никто даже не заметит, что Стокер начинает медленно вращаться в гробу от очередного повторения его сюжета. А старик с научной степенью, сражающийся с вампирами, никого не напоминает из того же произведения? Ах, ну да, Хельсинг ведь не имел особых боевых навыков, но если добавить немного Абрахама Уистлера – друга и наставника Блэйда – то получится наш дорогой профессор Сетракян. А вампиризм как болезнь? Да все в том же первом «Блэйде» искали лекарство от вамп-вируса.
После всего этого мне довольно трудно воспринимать рецензии в стиле «Отличный свежий взгляд» на этот комикс без подозрений, что автор только что выбрался из танка и пропустил последние 100 лет в литературе и кинематографе.
Забавно и то, что в этих рецензиях хвалят художника. Не могу не отдать должного тому, как он отлично использует освещение для создания драматичности или напряжения, но вот в остальном он меня разочаровал. Когда-то я учился рисовать мультфильмы, и учебники строго разделяли качество рисунка для комикса и мультфильма. Мультфильм – упрощенно, комикс – тщательно и долго. Потому мне странно наблюдать, что в профессиональном комиксе персонажу поленились даже глаза нарисовать на среднем плане, анатомия скулит в углу за ненадобностью, а тени подчас настолько небрежно изображены, что напоминают грязь.
Итог. Я совершенно не понял, за что же этот комикс так хвалят в редких отзывах. Я не нашел в нем ни капли оригинальности или потрясающего рисунка. Что сюжет, что визуальная часть дарят ощущение ужасной халтуры, второсортного комикса, рассчитанного на читателя, ничего не слышавшего о культовых произведениях в этой теме.
Если бы мне доверили выбрать эпиграф к этому творению, то я точно бы вставил бессмертные слова нашего современника Евгения Баженова: «Потому что схавают…».