Лет в пятнадцать совершенно случайно в мои руки попала распечатанная на принтере версия «Книги пяти колец» М.Мусаши. Книга, повлиявшая на меня чуть больше, чем хотелось. Думаю, представлять картины собственной мучительной кончины – не лучшая утренняя привычка. С другой стороны, именно это осознание смертности, понимание, что вот через пару минут вполне может случится нечто, что отнимет у меня жизнь – это помогало мне в жизни решится на что-то важное, преодолеть собственные сомнения и вляпаться в самые яркие мои приключения. На этой идеи смерти и стоит вся система воспитания японских воинов. Бусидо – это философия смерти, учение о том, как правильно умереть, а в конечном счете – вся наша жизнь и есть процесс умирания.
И как быть воину, если ему не светит встретить старушку с косой? Таким вопросом задался мангака Самура Хироаки. Что будет, если лишить самурая самой основы его жизни, главной цели? Причем такого самурая, который наворотил столько, что и сам не против помереть. Главный герой – Мэндзи – как раз из таких. Убив в свое время собственного господина, а после и сотню его воинов, нашему горе-самураю пришлось скрываться ото всех, ведь награду за его голову назначили немалую. И, казалось бы, жить такому человеку осталось недолго, но волею судьбы на его пути оказалась монахиня. Монахине этой уже пошел девятая сотня. Не описка, именно сотня лет, а всё благодаря чудесным кровяным червям кесен-чу, способным продлить вашу жизнь, да еще и залечивать раны любой сложности. Старушка, увидев что-то в Мэндзи, поделилась с ним волшебными червячками, и теперь нашего воина невозможно убить.
Но секрет этого дара в том, что монахиня дает червей для того, чтобы у человека хватило времени на осуществление своих планов. Смешно, но у Мэндзи и планов-то особо не было. Пока не убили его сестру. Самурай-изгой решил убить тысячу негодяев за то, что отправил на тот свет сотню хороших людей.
Цель-то хороша, но где найти столько негодяев? Благо, по Японии шастает банда головорезов, которая вырезает одну школу меча за другой. Пару лет назад от их рук пострадала и шестнадцатилетняя Рин, мечтающая о мести за убитых родителей. Но девочка слабая, без помощи ей не обойтись. И восьмисотлетняя старушка сводит ее с Мэндзи, которого девочка и нанимает себе в помощники.
Так начинается эта кровавая история, растянувшаяся на 30 томов. И когда я говорю кровавая, это значит горы трупов в каждом томе. Причем детали их мучительной смерти нам дают рассмотреть во всех подробностях, ведь автор отлично рисует. Отрубленные конечности, срывающиеся с места головы, потоки крови и огромное множество самых разных клинков. И самое важное, что все эти убийства уместны. Здесь нет жестокости ради жестокости. Каждая смерть – это способ озвучить нечто важное. Потому трудно выделить какую-то отдельную мысль или идею, которая бы звучала громче всех. Здесь говорят и о бесцельности жизни, и о любви, и о выборе. Очень много важных вопросов. Но, думаю, всё-таки главным мотивом тут звучит идея о важности собственных целей. Важно идти к тому, что ты выбрал, идти, пока двигаются ноги, идти, не гнушаясь любыми методами. Если какой-то подонок убил твоих родителей, то сделай всё, чтобы уничтожить его. Не важно, сколько запретов предстоит нарушить; не важно, сколько людей придется убить на пути к нему; не важно, в кого ты в итоге превратишься. Иди и убей.
В манге огромное количество самых разных людей. Это огромный клубок переплетенных судеб. У каждого персонажа свои мотивы и свои истории. Тем ценнее этот комикс – автор подарил нам возможность поверить в каждый образ, потому что за ним чувствуется человек. Да, пусть это кровавый убийца, разрубающий человека пополам с такой скоростью, что вы и моргнуть не успеваете, но глубоко внутри, за этим звериным оскалом, мы находим человека. Кто-то наслаждается этой дорогой крови, кто-то смиренно принял свою природу, а кто-то пытается с нее сойти.
Лично я как любитель восточной философии воинов получил от манги колоссальное удовольствие. Это произведение не церемонится и не щадит нежных чувств. Оно громко заявляет: «Это реальность, и она жестока!», а после десятком отлично прорисованных убийств аргументирует эту мысль. Меня немного расстроило ощущение незаконченности после прочтения, но всё-таки любому, кто любит клинки и самураев – к прочтению обязательно.