“Палестина” Д.Сакко

Может ли писатель остановить войну? Этот вопрос мучил меня всё время, пока я планировал серьезно заняться литературой. И я пришел к определенному выводу. Да, писатель может предотвратить войну.

Для того, чтобы послать один народ убивать другой в прошлом веке создали прекрасную систему промывания мозгов. Если упростить, то она стоит на двух принципах. Первый, убедить народ, что они семья, потому что живые существа готовы жертвовать собой только ради семьи. Хотя «убедить» – не то слово. Вбить в голову бесконечным повторением. «Родина-Мать зовет», «…страдают наши братья…», «Земля наших отцов…» – думаю, примеры пропаганды идеи народа-семьи и так вам знакомы. Второй же принцип – убедить людей, что по ту сторону фронта – нелюди. Нормальный человек не желает убивать людей, у него есть блок, но что если по ту сторону не человек, а паразит? Крыса, кровопийца, вредитель. Стоит людям перестать видеть человека друг в друге, и тогда можно выдавать оружие.

Тут-то и вступает в игру писатель. Его вклад в мир – показывать и той, и другой стороне, что они люди. И Джо Сакко понял что-то такое, когда решил отправиться в Палестину в 1991 году. Понял он это раньше, когда палестинские террористы скинули в океан американского еврея. Джо понял, что сброшенный в океан еврей для него – человек, а вот палестинцы – озлобленная масса без лица. Это он и решил исправить.

Путешествуя по западному берегу Иордана и сектору Газа, Джо собрал целую коллекцию историй, полных боли, страха, обид и ненависти. Вместо озлобленных террористов Сакко показывает обычных людей, многим из которых просто некуда идти, и они живут в постоянном напряжении и страхе, что следующим на допрос заберут их.

Это тяжелая книга, которую я, пожалуй, сравнил бы с «Маусом» А.Шпигельмана. История жестокости и боли, рассказанная карикатурным рисунком. Благодаря несерьезности в рисунке, чуть понижается тяжесть, рассказанных историй, хотя факты и остаются фактами.

Рисунок очень своеобразен, но приятен. Лично меня поразила работа Джо со штриховкой. Он умело использует ее вместо цветов. Здесь можно найти штриховку на любой вкус. И нельзя не отметить умение Сакко изображать панорамы. Невероятное множество мелких деталей.

Что касается самой формы, то Джо Сакко считается первооткрывателем жанра журналистского комикса. И если честно, я не могу сказать, что комикс — это удачное решение. Несомненно, графическая составляющая очень оживляет восприятие, но отделаться от громоздкости тут никак не получится. Очень много текста. Причем в иных главах Джо не мог сдерживаться и делал традиционную заметку в три столбца с редкими иллюстрациями. Это интересный эксперимент, но, я думаю, что для такого жанра решение не из лучших. Это также сомнительно, как делать комикс-учебники. Все-таки суть графической литературы в использовании визуального языка вместо слов, а для журналиста очень трудно избежать описаний. И от этого не избавиться, потому что в противном случае, нужно делать уже комикс, где рассказанные события происходят в реальном времени.

Если подытожить, то это хорошо нарисованная громоздкая и неповоротливая коллекция историй палестинцев, пострадавших от израильтян. Именно коллекция, потому что я не почувствовал в ней некой целостности рассказа. Это будто сборник статей разного периода на одну и ту же тему. Читать такую книгу быстро не получится, зато приятно разглядывать рисунки. Самое важное, что она заставляет задуматься. Такие книги нужны и нужно их читать, чтобы узнавать о тех, кто находится по ту сторону. Но, видимо, читать сложнее, чем слушать пропаганду. Потому ничего и не меняется.

И печально, что уже в предисловии автора говорится о том, что за 25 лет, прошедших с его путешествия в Палестину, ситуация особо не изменилась. Жестокость по-прежнему правит бал на берегу реки Иордан. Невольно задумываешься о двух вещах. Первое, это недоумение от того, что жестокость человека к человеку мы воспринимаем уже как норму. А второе, что это далеко не единственный очаг жестокости и ненависти на планете. Их тысячи, десятки тысяч, возможно, где-то совсем близко, и только волей случая нас пока не задело.

Ю.Гуль