“Супербог” У.Эллис

Когда-то Ф.Ницше предрекал человечеству стать мостом между миром животных и сверхчеловеком. Процесс этот, видимо, должен происходить плавно, а значит, поколение за поколением будет слегка меняться, пока не поймет, что между ними и нами разверзлась целая пропасть. Но что, если этот скачок произойдет мгновенно? Что будет, когда современный человек встретит сверхчеловека? Интересный вопрос.

Ответить на него взялся У.Эллис. Мы уже знакомы с ним по работам «Трансметрополитен» и «Фелл: Град обреченных», в которых он говорит о современном мире его проблемах и даже ужасах через комикс. «Супербог» не исключение.

Произведения Эллиса чаще всего имеют несколько слоев, каждый из которых несет свою мысль. Если посмотреть на верхний и самый очевидный слой, то «Супербог» – это история о том, как люди, не остановившись на разрушительной мощи ядерного оружия, решили создать существ, обладающих еще более разрушительной силой. Богов. И с первых страниц, где рассказчик сидит среди руин Лондона, мы понимаем, что ни к чем хорошему эта идея не привела. Хотя не все так просто.

Да, мы оказываемся сразу в конце истории, когда мир уже трещит по швам, и слушаем рассказ о случившемся от профессора Реддина – непосредственного участника гонки божественных вооружений. Лично я не очень люблю подобный подход в комиксе. Комикс- это визуальное искусство и говорить нужно больше рисунками, а не поставить рассказчика, которого бедный художник будет стараться рисовать с разных ракурсов, чтобы читателю не показалось, что он смотрит на одну и ту же панель, повторенную много раз. Но в «Супербоге» этот приём выглядит очень органично, причем даже больше: я бы сказал, что это реверанс от У.Эллиса Г.Лавкрафту. Очень похож рассказ на повествование, типичное для Говарда. Подкрепляет мое предположение чудище, созданное Майтрейей.

Да и Г.Гастонни постарался, чтобы читатель не заскучал. Его рисунок очень приятен, даже несмотря на то, что он не побоялся натурализма. Обычно при огромном количестве жестокости и насилия, художники стараются сгладить эти моменты, но Гэрри показывает нам все, не стесняясь. Так и должно быть. Эта история должна пугать и заставлять думать о последстяих.

В общем, небо уже не первый год закрыто черными тучами ядерной зимы, весь город горит, большинство людей погибло, а профессор Реддин сидит на берегу реки и видит, как мимо проплывают многочисленные изуродованные трупы. Может быть кто-то из них и был его врагом. Но профессора это все не заботит, он пытается, пока не кончился заряд батареи, рассказать своему коллеге, укрывшемуся в бункере, всю историю от начала до конца.

А началась она с жестокого эксперимента. Трех человек отправили на три недели в открытый космос, а вернулся уже один бог с тремя лицами. Некий грибок, обитающий в вакууме изменил космонавтов навсегда. Этот инцидент дал старт новой гонке вооружений – божественных. Все, кто обладал ресурсами начали создавать своих сверхлюдей. Первыми отличились индийцы, собрав помесь искусственного интеллекта и человеческого клона с синей кожей – Кришну. И тут понеслось. Одни создавали своё чудо по заветам Ислама, другие Буддизма, третьи язычества, а кому-то вообще пришло в голову создать Антихриста.

В итоге, на первый взгляд, это еще одна история о конце света, которых и так пруд пруди после выхода «Безумного Макса» в 80-е. Но Эллис обычно не так прост. Какой же ответ он дал на вопрос: «Что будет при встрече человека и сверхчеловека?». Первый не сможет понять и осознать действия и мотивы второго, вот и все. И конечно, надежда контролировать эту силу тоже наивна, что и кончилось апокалипсисом или рагнарёком, смотря каких взглядов вы придерживаетесь.

Что ж, с верхним слоем разобрались, давайте же рыть глубже.

Первая неслучайная вещь, бросающаяся в глаза, – все страны, создавшие богов, являются ядерными державами. Так что по сути, это аллегория на гонку вооружений. Мысль Эллиса тут ясна: стремление создать максимально разрушительное оружие приведет лишь к тому, что однажды мы не сможем больше его контролировать, и оно уничтожит нас. Забавно то, что он заменил оружие на религию. «Религия убивает!» – слышится с его страниц. И ведь каждая страна действительно использует определённое вероисповедание как еще один инструмент контроля. Да и комикс написан уже после многочисленных терактов, совершенных радикальными исламистами, так что посыл вполне понятен и очевиден.

Вторая неслучайная вещь – выбор божеств. Каждой стране Эллис дал образ, описывающий ее характер и при этом основанный на ее же верованиях.

Британия получила образ грибка – паразита. Маленький островок, который владел четвертью планеты и жил за счет своих колоний, но при этом именно их культура стала во многом связующей для глобализации, что можно описать структурой грибницы. США создали андроида на основе человеческого тела: внешне выглядит как нечто настоящее, но каркас его искусственен, а всё, что было живого давно погибло. И этот божок осознает свою смерть, обитая в иллюзиях. Китайцы создали божество, замкнутое в самом себе, которое использует людей как человеческий материал. Его не волнуют многотысячные жертвы – людей еще много, чего их жалеть. Иран пытался создать ангела по всем заветам ислама, но в итоге получили нечто разрушительное. Тут думаю, Эллис критикует фундаментализм в религии, показывая, что стремление к доскональному соблюдению всех норм может привести к разрушительным последствиям. У русских же было два сверхчеловека – устаревший робот с человеческим мозгом, разрушенный американским андроидом. Ну тут я думаю, вообще, очевидно, что речь идет о противостоянии двух идеологических систем. Вторая версия сохранила тот же мозг, но стала мощнее и более продвинутой. Ай да Эллис, а! Как он тонко говорит, что сколько не меняй оболочку постсоветского государства – мозг у нее все тот же и работает по тем же принципам, что и раньше. Остается вопрос: «Кто же такой тогда Даджаль?». По сюжету существо с именем исламского антихриста, создано в Ираке, но американскими спецслужбами. Моё мнение, что Эллис высмеял любовь американского правительства создавать и поддерживать для своих нужд радикальные исламские террористические организации вроде Талибана, а потом терять контроль над ситуацией.

И конечно, Кришна. Я его выделил среди всех образов этого комикса. Он единственный, кто был создан на основе любви. Английский бог результат жертвоприношения. Космосу были отданы три жизни, и он ответил, подарив людям бога. Но это божество родилось из лжи. А все остальные родились из страха перед деяниями Кришны. В итоге, если бы не было всех остальных, Кришна закончил бы свою работу и, возможно, сделал жизнь на всей Земле лучше. Вместо этого страх породил конец света.

Давайте уже подводить итоги. Это комикс об идеях и образах, но никак не об экшне. Не стоит ждать эпичных битв между богами, это не DC. Прелесть творений Эллиса часто в том, чтобы брать созданные им образы и рассматривать с разных сторон, наслаждаясь тем, сколько граней и подтекстов можно увидеть. Уверен, что при каждом новом прочтении, можно обнаружить нечто новое, новую деталь или идею.

Многим не нравится, что у комикса плохой конец, но я так не сказал бы. Да, с точки зрения человека – это конец света. Человечество погибло, порабощенное грибами. Но есть чуть ли не целый культ, который уверен, что у грибов общее планетарное сознание. Они уникальны как организм. Вспомните убийцу из телесериала «Ганнибал», который пытался связывать людей через грибницу. В этой концовке есть смысл. Люди станут частью чего-то целого. Финальное объединение. То, чего человечество так отчаянно всегда хотела, за исключением отщепенцев-индивидуалистов. Так что, думаю, концовка довольно положительна, если оторваться от субъективного взгляда на вещи.

В общем, к прочтению обязательно всем, кто любит думать, любит искать глубинный смысл и любит Эллиса. Если же вам больше по душе крутые драки – не стоит браться.

Развлекайтесь, а я пошел к своему Богу.

Ю.Гуль