“Спаун. Книга 1” Т.МакФарлейн

Эксперимент. Так бы я назвал прочитанное. Тодд МакФарлейн видится мне этаким Виктором Франкенштейном, собирающим из кусочков своё творение, или чародеем, склонившимся над чаном с бурлящей жижей, куда он скидывал самые разные ингредиенты.

К моменту написания Спауна Тодд уже был известным автором. Именно он создал культовую фигуру вселенной Человека-паука – Венома. И кто знает, что там произошло между авторами, желавшими сохранять за собой права на придуманных персонажей, и большой двойкой, но в итоге кучка отщепенцев, в которую входил и Тодд, создали своё издательство, работающее по иным правилам. Моё отношение к получившемуся издательству «Image» неоднозначно. Я вижу их как миниатюрную версию комикс- и киноиндустрии 90х, когда выдавалась прорва самых разнообразных творений, многие из которых были очень слабыми, но зато в таком потоке могли попадаться смелые и талантливые работы, которые не появились бы в авторитетном издательстве, трясущемся над своей репутацией и потому избегающем всего необычного.

Image нужно было что-то выпускать. Тодд выдал Спауна – вернувшегося из мертвых офицера разведки, наделенного сверхъестественными силами. Лишенный памяти, он пытается вспомнить свою жизнь, оборвавшуюся 5 лет назад. И правда постепенно раскрывается перед ним.

Идея выстрелила. Первый номер разошелся тиражом в 1,7 миллионов экземпляров. Да, серию еще будут не раз критиковать, например, за то, что Тодд передавал написание сценария другим авторам, но всё же интерес к ней не угасает и по сей день. Однако, почему же я назвал это экспериментом? Всё просто: в первой книге я увидел мешанину – мешанину всего, что считалось тогда крутым, и мешанину авторов, конечно. Это не книга, а ядрёное варево. Ядрёность – не всем по вкусу.

Лично я увидел, что Тодд взял дизайн своего Венома, смешал его с цепями и сделкой Призрачного Гонщика, жестокостью миллеровского Бэтмена и любовью к оружию Карателя, прикрыв все плащом Супермена. Причем в контексте 10го номера всё это становится символично. Там культовые супергерои сидят в клетке, откуда не могут выбраться. Тут Сим делает очевидный реверанс в сторону молодого издательства, но внешне выходит будто через Спауна Тодд освободил некоторых из супергероев из их издательского заточения. Пусть и не целиком, а по кусочкам.

Он смешал не только знакомых персонажей, но и все те штуки, что тогда считались крутыми. Киборги, банды и огромные порции брутальности. Вспомните только основу кинопроката того времени. Как раз в 1992 году вышел второй «Терминатор», а звёзды, отжигающие теперь в «Неудержимых» делали кассу. Потому неудивительно, что гипертрофированные киборги становятся главными врагами исчадия. Тут всё на пределе, и первые главы выглядят, словно детские разборки в стиле «Кто круче?»: Осквернитель или Спаун, Спаун или Холокост. И пусть теперь это местами выглядит даже комично, но тогда это была актуально.

Кстати при чтении, я понял, почему Спаун мне показался необычным еще при первом знакомстве в одноименном мультсериале. Мотивация. Все супергерои борются за всеобщее благо. Даже если их причины очень личные, как у Карателя, в итоге борьба идет ради всех и сразу – война с неким абстрактным мировым злом. В случае Спауна всё наоборот. Его оригинальность начинается уже с того, что он изначально не очень хороший человек – наемный убийца на службе государства. Потому о спасении мира речи нет, все его мотивы личные. Отсюда вытекает основа сюжета – возращение домой. Он, словно Одиссей после долгого путешествия, хочет вернуться к своей семье, но его путешествие еще не окончилось. И да, он вступает в бой, но каждый раз это или желание развлечься, или защита своей семьи. И да, я считаю, что бомжи, среди которых он нашел свой дом, стали ему семьей.

Смешали в Спауне и авторов: Нил Гейман, Дейв Сим, Алан Мур и Фрэнк Миллер. Каждый добавил нечто свое. Кто-то рассказал об охотницах на саунов, кто-то о своей версии ада, кто-то о самом Спауне. Причем, я очень поддерживаю решение изображать и ад, и его демонов максимально отвратительными. Слишком уж мы увлеклись прекрасными злодеями, в которых влюбляются школьницы. 90е в лице Тодда напоминают нам: зло – это плохо и мерзко.

Злодеи Тодда – одутловатые или наоборот непропорционально худые существа, похожие на зубастых насекомых. И рисунок позволяет разглядеть их во всей красе. Теперь это уже считают скорее старой школой, хотя моя симпатия всегда будет на стороне этой шикарной работы с тушью и огромного внимания к деталям. Я был удивлен, что всю работу над рисунком выполнял сам Тодд. Редко можно встретить сочетание художника, контуровщика и колориста в одной персоне. А тут все три элементы выполнены безукоризненно. Помимо рисунка и творческого подхода к панелям мне огромное удовольствие доставила работа с текстом. Это не просто один шрифт на весь выпуск, Тодд выделял многие слова рисунком, а иные реплики и звуки становились частью сцены. И глядя на это, я понимаю, какой титанический труд проделали при адаптации комикса на русский язык. Ведь в 1992 году всё делалось на бумаге, а значит никаких цифровых исходников. Так что, XL Media, спасибо вам огромное за эту работу.

Что ж, пора ответить на вопрос, если Спаун – это эксперимент, то удачным ли он вышел? Я скажу – да. Несомненно, парни, что основали Image, шли на огромный риск, как и Тодд, выходя на рынок с совершенно новой серией. Но всё получилось. И да, Спаун – это смесь многих элементов, что можно расценить как кражу образов, но давайте начистоту: все воруют у всех, и тут важно не факт кражи, а то, как выбранную концепцию использовали. Например, Нэмор и Аквамэн – подводные жители, короли Атлантиды – вроде бы всё одинаково и налицо кража, но у кого повернется язык сказать, что эти персонажи похожи? Да что там, всеми любимый Бэтмен собрался из полдюжины персонажей того времени. Важно то, как выбранный образ обыграют и чем наполнят. Потому я считаю, что в создании Спауна из кусочков разных персонажей нет ничего плохого, ведь вышел образ, на котором не видно швов. Что касается наполненности сюжета: да, тут полно уже устаревших элементов, но именно они создают это ощущение ностальгии просмотра старого боевичка на VHS. Так что моё мнение – эту книгу стоит прочесть, ведь рецепт у этого варева отменный.

Ю.Гуль