Наш мир довольно странный. Детей учат доблести, чести, поступать по совести и бороться за добро. Написали множество книг про героев и победы над абстрактным злом. А потом одиннадцать лет школы, от четырех до восьми лет ВУЗа и готово – винтик в машине общества с мертвым космонавтом внутри. Живет этот винтик от зарплаты до зарплаты, если кривой вышел – пойдет людей убивать, а после перемелется системой и снова все закрутится, как раньше. Ах да, нужна же еще надежда. Ее роль играет толпа шарлатанов, с каждого баннера предлагающие заработать денег, не отрывая задницу от удобного кресла.
Наевшись этим, писатели садятся за перо и клавиатуру. Так на свет появился “Бойцовский клуб”, созданный из множества реальных историй. По всей видимости так же появился и Gantz – гротескная, жесткая и циничная история о черном шаре и мертвых людях.
Куроно Кей и Масару Като погибают, раздавленные поездом, спасая бомжа, упавшего на рельсы. Вместо райских врат их и еще несколько несчастных ждет квартира с черным шаром. Шар утверждает, что их жизни принадлежат ему, а теперь вот вам странные костюмы и оружие – идите и убейте за час пришельца, бродящего по улицам города.
Здесь начинается то, за что Gantz стоит полюбить. Каждый из персонажей обладает яркой чертой, которая выделяется в сложной ситуации. Конечно же практически никто не надевает костюм, не пробудет научиться пользоваться оружием. Ведь все это наверняка розыгрыш, глупая шутка. Только кровавая баня может переубедить обывателя в том, что он наконец вышел из зоны комфорта и пришло время защищать свою жизнь.
После задания возвращаются не все. Зато вылечиваются тяжелораненые и даже те, кто были при смерти. За убийство пришельца дают очки. Набираешь сотню и свободен. Пока не набрал – ты раб шара, которого и называют Gantz. Остается множество вопросов, вроде “Почему бы не дать обычное огнестрельное оружие?”, “Что будет если не успеть выполнить задание?”, “Что будет, если применять оружие на людях, которые не знают о Gantz?”. На все эти вопросы автор ответит в течении следующих томов, наглядно показывая что к чему.
В психологическом плане страшнее всего возвращение в реальный мир после ночной бойни. Люди, сражавшиеся за свою жизнь должны скрывать случившееся (иначе смерть), общаться с одноклассниками, ходить на работу и со страхом ждать нового перемещения в комнату с шаром. Кто-то боится очередного задания, кому-то смирился с судьбой, а кто-то жаждет вернуться, потому что повседневность начинает казаться пресной. Это не надуманная проблема. Стоит только посмотреть на количество наемников или спортсменов – экстремалов, а то и просто адреналиновых наркоманов. От приближенности реакции персонажей к реальности история только выигрывает.
Конечно первые команды погибают едва ли не в полном составе. Автор ставит все более трудные задачи, подбирает различные типажи и показывает, что в Gantz бессмертных нет. Более ли менее жизнеспособная команда подбирается только к середине истории, а к концу второй трети сюжет делает резкий поворот и раскрывает последние загадки, поднимая градус жестокости.
Есть один нюанс, о котором нельзя умолчать, но и заострять внимание не хочется. В Gantz поначалу довольно много эротических сцен, от появления в комнате с шаром голой самоубийцы (логично, девушка резала вены в ванной), до быстрого секса перед заданием. Почти каждая глава встречает нас фривольным рисунком на обложке. Это все есть и обусловлено примерно так же, как секс у того же Паланика. Плюс общее напряжение ситуации – через несколько минут придется убивать, а то и умирать. К тому же многие герои подростки. В общем – я предупредил.
Рисунок в целом прекрасный. Задники – помесь компьютерной графики и обработанных фотографий реальных мест. Персонажи максимально реалистичны, насколько позволяет классический стиль манги. Большое внимание уделено боевым сценам, а значит изображению фигур в непрерывном движении. Правда иногда возникают странные искажения, вроде слишком пухлых щек или выдающихся подбородков, но в процессе первого прочтения это не бросается в глаза.
Арки повествования подбрасывают один психологический триллер за другим. Сменяется калейдоскоп персонажей, во все стороны летят отрубленные руки, ноги, откушенные головы, и разъеденные кислотой тела. Поражают сцены вроде поцелуя парня и девушка, нижние половины которых отделены от верхних. К такому придется привыкнуть – снобов здесь не жалуют. Это помесь “Пилы”, “Отряда самоубийц”, “Королевской битвы”, вышедших из-под пера японского Чака Паланика. Пусть Gantz не для всех, но он стоит того, чтобы попробовать прочесть.