Уже ни для кого не секрет, что комиксы не ограничиваются супергероическими приключениями. Этот вид искусства полон жанров и направлений, и артхаусная социальная драма «Коля» доказывает, что одной супергероикой комикс не ограничен.
Сюжет развивается неспешно. В панельный дом въезжает семья и тут же сталкивается с соседом Колей. Этот гражданин ведет себя до странного дружелюбно, выражается сумбурно, непонятно и вообще производит впечатление невменяемого человека. Однако каких-то серьезных неприятностей окружающим Коля не доставляет, и соседи по подъезду относятся к нему доброжелательно. С другой стороны, никто не пытается с ним всерьез пообщаться, и Коля весь день пребывает в блаженном медитативном трансе, в одиночестве занимаясь своими делами с одному ему понятным смыслом. Комикс охватывает временной промежуток длиной примерно с год, в течение которого мы становимся пассивными наблюдателями эпизодов из жизни героя. Затем Коля оказывается в реанимации и пропадает из поля нашего зрения. Где-то за кадром ему удается справится со своим состоянием, жениться и давать фортепианные концерты. На этом сказочно-счастливом моменте комикс заканчивается.
У рисованной истории два главных героя. Очевидно, что один из них Коля. Этот персонаж с непропорционально большими руками, неразборчивой речью и странным поведением поначалу вызывает отторжение и недоумение, кажется карикатурным. Но постепенно понимаешь, что Коля показан удивительно правдоподобно. Я знаю двух людей с нарушениями работы мозга, и могу утверждать, что их жесты, мимика, поведение и речь сильно похожи на то, как ведет себя в комиксе Коля. Характер Коли также реалистично точен. Дружелюбие к знакомым людям, любовь к детям и животным, незлопамятность и добродушие – в каждом кадре видно реального человека. Наблюдая за тем, как Коля общается с соседями, как он проводит время, облагораживая двор и подметая подъезд (о чем его никто не просил и, разумеется, даже не подумал поблагодарить), я проникся к персонажу симпатией и сочувствием. В какой-то момент даже перестаешь замечать нелепые руки, учишься понимать неразборчивую речь и тогда получается приблизиться к внутреннему миру этого бесконечно одинокого человека.
Второй же главный герой истории – дом, в котором живет Коля. Комикс начинается и заканчивается разворотами, показывающими быт типичной панельной многоэтажки, жители которой бегают в повседневной суете туда и обратно, лишь краем глаза замечая присутствие чудаковатого соседа. Темп жизни, ценности и представления о мире у Коли и его соседей различаются настолько, что люди обращают на него внимания не больше, чем на садовую скамейку. И все же влияние, которое оказал на свой дом и двор это странный человек, было гораздо большим, чем у любого из его безликих, но таких нормальных соседей.
Сценарий комикса незамысловат. Лида Ларина показывает нам всего две локации, на которых разворачивается действие – выход из парадной во двор и лестничная клетка, на которой живёт Коля. В этих двух местах проходит жизнь главного героя, некоторые эпизоды которой мы можем увидеть. Эти эпизоды не связаны друг другом, но происходят в хронологической последовательности. Статичны не только локации, но и точки, с которых мы их видим, из-за чего появляется иллюзия, что смотришь запись с камеры видеонаблюдения. Именно размеренный темп повествования и статичность локаций создают ощущение реальности происходящего, ощущение, схожее с просмотром некоторых артхаусных и большинства документальных фильмов.
Выбивается из повествования только финал. Внезапное выздоровление и счастливый конец истории Коли кажутся чужеродными и неправдоподобными. В реальности такие люди живут и умирают в полном одиночестве, провожая глазами равнодушных соседей. Далекий от жизни хэппи-энд приятен поначалу, но, когда закрывается последняя страница, появляется ощущение, что тебя обманули.
Художественная составляющая комикса не похожа ни на что из виденного мной ранее. Персонажей и объекты, с которыми они взаимодействуют, Лида Ларина рисует в карикатурной, примитивной манере, тогда как фоны и декорации созданы из кусочков фотографий и рисунков методом коллажа. Этот внешне простой стиль, отдаленно напоминающий анимированные заставки «Монти Пайтон», приближает читателя к реальности гораздо сильнее, чем самые проработанные и фотореалистичные рисунки комикс-живописцев вроде Алекса Росса или Паоло Риверы. Чем схематичней рисунок, тем проще спроецировать на него собственные образы (в этом успех карикатур). Рисунки Лариной, хоть и имеют свое лицо, тем не менее напоминают каждую лестничную клетку и каждого хмурого соседа, которого я видел в жизни.
Своеобразный рисунок, правдивый герой и важная социальная тематика этого комикса очень подкупают, и я советую обратить на него внимание. Однако нереалистичный финал сильно портит повествование и не дает мне считать этот комикс лучшим в своем жанре. Но, быть может, только мне не нравится счастливые концы.