“Призрак в доспехах” М.Широ

Окрыленный успехом с “Акирой” (манга получилась действительно на века), я бросил взгляд окрест и приметил произведение, в современном мире готовое стать аналогом “20000 лье под водой”. Эпоха киберпанка в реальном мире уже переминается на пороге, в продаже появились шлемы виртуальной реальности, протезирование переходит на новый уровень благодаря разработкам той же DARPA, а умные дома и многочисленные электронные ассистенты знают о носителе смартфона больше, чем он сам о себе. Казалось бы, самое время посмотреть насколько сбылись прогнозы и чего ждать в будущем, тем более что манга экранизирована аж дважды, и готовится третье видение нетленной истории о майоре Кусанаги и девятом отделе.

Итак, далекое будущее, у каждого второго кибернетические имплантанты, а то и вовсе роботизированное тело. Управляет усовершенствованиями кибернетический мозг – своего рода сопроцессор для мозга человеческого. Новые особенности выводят преступность на новый уровень – детский труд, на который закрывает глаза государство, взбесившиеся роботы, “изломанные” люди с подсадными воспоминаниями. Многие из подобных случаев связаны с людьми власть предержащими, а значит обычными методами действовать нельзя. Нужен умный руководитель, тонкий интриган и отличные исполнители, разумные и эффективные. Так создается девятый отряд под эгидой Бюро Общественной Безопасности. Во главе нового подразделения встает Дайсуке Арамаки – бывший контрразведчик. Он собирает собственную команду профессионалов-раздолбаев. Казалось бы, что может пойти не так.

У оригинального “Призрака в доспехах” сложности с определением жанра. Конечно же антураж киберпанка настраивает на серьезный лад, ровно как и поднимаемые вопросы, вроде детей-рабов с Филиппин. Однако одиннадцать историй первого тома способны сильно удивить построением, начинаясь со сцены виртуального лесбийского секса и заканчиваясь взломанным человеком. При этом в промежутках между погонями нас ждет неплохой юмор, в частности от разумных шагающих танков, требующих органического масла, вместо синтетического. Совершенно внезапно такое построение истории становится проблемой, ведь шуточки и диалоги, не несущие определяющего значения для сюжета, отвлекают от главной мысли. И главы здесь за сорок страниц, что несколько нестандартно.

В целом же истории содержательной частью напоминают сериал “Черное зеркало”, если бы его снимали в девяностых. Страхи перед техногенным будущим, способы взлома людей, влияние технологий на жизнь и быт. К сожалению все это сильно разбавлено и не подается в нужной концентрации. Читать становится довольно скучно. Не добавляет баллов и рисунок. В целом это та самая “старая школа”, со всеми недостатками, однако в экшн сценах линий становится слишком много и картинка превращается в месиво. При этом цветные страницы такого недостатка избегают и исполнены в целом весьма прилично, особенно для того времени.

Стоит сказать спасибо людям, работавшим над экранизацией. Они проделали титаническую работу над персонажами и сюжетом, сгустив краски и приблизив все к суровой реальности. Очистившись от шелухи не лучшего повествования, история заиграла новыми красками и стала действительно интересной. Манга же получилась довольно сырой, будто автор решил избавиться от кучи идей в своей голове, вывалив их все на бумагу. При изначально приличной идее и интересном мире подача оставляет желать лучшего. В данном случае (в отличии от того же “Акиры”) “Призрак в доспехах” это скорее памятник техникам и подходу прошлого, который хорош как ретроспектива и артефакт, но не как полноценное произведение, способное зацепить читателя.

Ю.Гламаздо