“Вижн” Т.Кинг

Бывают такие комиксы, после которых я серьезно задумываюсь о полном информационном голоде, чтобы не настраиваться на что-то хорошее перед чтением. «Вижна» хвалили все. Я не смог вспомнить ни одного отрицательного отзыва. Когда я читал кинговского Бэтмена, я думал про себя: «Арка выходит средней, но у меня впереди еще есть Вижн, чтобы оценить талант сценариста». Увы, этого не произошло. Я не могу сказать, что история синтезоида вышла плохой, но ожидаемого восторга она не вызвала. Вот из-за таких рецензий, я думаю, что проклят, как Карнак, и приговорен чаще видеть слабые места и минусы, чем плюсы. Давайте разбираться, в чем же заключаются слабости серии.

Но в этот раз начнем с рисунка. На мой взгляд, он получился очень лёгким и приятным. В целом, глядя на панели, я невольно вспоминал американские шоу из 60-70-х. Ну те, где отец семейства приходит домой и с порога кричит: «Honey, I’m home!». Пусть они были черно-белыми, но уверен, что в цвете они выглядели бы также, как и «Вижн».

Еще одно шоу, которое невольно вспомнилось при чтении, это мультсериал «Гетто», где чернокожая семья приехала в респектабельный пригород для белых. Поначалу в комиксе возникают те же проблемы: отчужденность и даже страх соседей перед новичками, изоляция в школе и, конечно же, конфликт культур. Тогда я думал, что именно это станет темой 12 выпусков, но автор влезает в повествование с первого же номера, раскрывая детали окончания истории заранее. Причем, пусть говорит он и немного, но читатель сразу понимает: финал у истории будет кровавым и совсем не радужным.

Сама идея мне понравилась: показать Вижна в обычной жизни. В случае с Хоукаем такой подход подарил нам один из лучших комиксов о супергерое. Но довольно быстро понимаешь, что Вижн тут не главный персонаж. История скорее о его жене. Да, он создал себе целую семью таких же синтезоидов, как и он. Всё в лучших традициях белого среднего класса: папа, мама, дети подростки и собака. Только вот идиллия рушится с первых дней вероломным нападением Жнеца. Дальше случается нечто, что идёт вразрез с программой, заложенной в жену Вижна, что вызывает череду ужасных последствий.

Первое, что меня разочаровало: после 12 выпусков сольной серии, я так и не знаю, кто такой Вижн. Этот персонаж в принципе не особо где-то раскрывается, ведь это один из самых немногословных мстителей. Для меня он этакий Спок мира Марвел. Потому я надеялся узнать его поближе, но увы, Кинг поставил перед собой совсем другие цели, причем, на мой взгляд, одну из важнейших он слил.

Я говорю, пожалуй, о важнейшей теме комикса – человечности. Вижн всегда стремился стать человечнее, пытался понять нас. Кинг взял за основу именно эту его черту, только немного изменил: вместо человечности Вижн в комиксе хотел добиться нормальности. Ему хотелось быть самым обычным человеком с обычной семьей в обычном пригороде. И в середине комикса я начал верить, что сдвиги есть: Вижн стал принимать иррациональные решения ради своей семьи. Он врал, он прятал улики, скрывал правду, а под конец, разметав всех мстителей, пытался отомстить убийце своего сына. То есть синтезоид изменил приоритетность с общего на личное благо. Но увы, этот сильный ход перечеркивает последний номер, где выясняется, что это не его решения: его всего лишь перепрограммировали. И это полнейшее разочарование. Допускаю, что это вмешательство издательства: как можно сделать импульсивным и мстительным злодеем чуть ли не самого честного супергероя. Но,несмотря на любые допущения, финал перечеркнул очень сильный ход Кинга.

И это разочаровывает, ведь сильных ходов в серии мало, куда больше слабых. Например, на фоне серьезности комикса выглядит комичным попытки очеловечивания организма робота. То есть тут нельзя заменить одни детали на другие, все в семейке Вижна должны выздоравливать, как люди, восстанавливаться, и органы их уникальны и невосполнимы. Как вам простое название – нейроселезенка. Что это? А из ее повреждения Вив – дочь Вижна – три недели лежала в коме. Робот… в коме…

Еще лично меня раздражает манера Кинга дублировать словами автора каждый чих, изображенный на панели. В комиксе очень много закадрового текста. Местами он служит целям повествования, местами знакомит читателя с выкладками из математики, но чаще всего он пересказывает уже изображенное. Причем часто автор проговаривает то, что неплохо было бы изобразить, но ведь проще ограничиться парой предложений, слова ведь лучше картинок.

Ну и конечно флешбеки. Как мне кажется, читатели уже сыты отсылками в прошлое по горло. Этот прием избит до нельзя, но Кинг не ограничился небольшими вставками-воспоминаниями, нет, он не пожалел на отдельные флешбеки целого номера. Это прямо-таки апогей этого приема. Я не считал специально, но по ощущениям почти половина комикса рассказывает о прошлом: о прошлом Ванды, о прошлом Виктора Манча, о прошлом самого Вижна и его 37 разах, когда он спас Землю.

И продираясь через эти флешбеки, математические выкладки и кучу занудного авторского текста, я невольно вспоминал экранизацию «Скотта Пилигрима», где главный герой медленно произносил фразу: «Это же скучно». Несмотря на смерти и насилие, все выглядит очень вяло. Понимаю, что тут играет свою роль специфика персонажа – ведь у синтезоида с эмоциями ситуация напряженная, но всё равно, хотелось на манер Станислваского крикнуть, что я не верю в это всё.

И самый большой минус, пожалуй, в том, что я так и не встал на сторону Вижна. Мне не хотелось ему сопереживать, хотя он вроде старался. Да и стремление к семейственности я могу понять. Но уже при воспоминании о Ванде задаешься вопросом: а чем семья Вижна лучше близнецов Ванды? Это абсолютно то же самое – ложь. Ложь самому себе. И раскрывает ее Вив в самом конце, когда говорит, что они не нормальные и не стоит натужно стремиться такими стать. Это и есть причина всех бед семьи – ложная и невыполнимая программа, заложенная в них – быть нормальными. Все они похожи на парящую водяную вазу –созданы для определённой цели, но некий изъян в самой структуре делает невозможным выполнение этой самой цели. Это глубокая мысль, но прошедшая через недоведенный до ума сценарий.

Скучно. Это всё, что осталось в моей голове после прочтения. Я часто встречал в зарубежных отзывах определение «Марвеловские «Хранители», но будем честны – даже рядом не лежал Вижн с Хранителями. Серьезное, многоуровневое и проработанное произведение против неплохой идеи с сырым сценарием. Увы, второе произведение Кинга оставило меня ни с чем. Уж если и «Шриф Вавилона» окажется средненькой работой, несмотря на кучу похвал, я буду абсолютно разочарован в этом сценаристе.

Последнее, что хотелось бы добавить, это небольшая мысль, появившаяся у меня при наблюдении за жизнью роботов, изображающих людей. Они не были так уж далеки от нынешних реалий. Вижн заложил определенный график и алгоритм отношений и ритуалов в семье. Без Жнеца всё бы работало, как часы. И наблюдая за ними, я невольно сравнивал их с нами и понимал, что мы сами превращаем свою жизнь в такой же точный повторяющийся алгоритм. Вспоминается и наша зависимость от гаджетов, восприятие мира исключительно через экран смартфона и хранение всей информации в облаках. Возникает вопрос: Что же в нас осталось от человека?

Ю.Гуль