Он не подкрадывается, люди сами создают белого пушного зверя с очень ценным мехом. В фантастике эта тема была и будет одной из основных. В мире, где зачатки ИИ есть в каждом телефоне сложно открещиваться от всевозможных восстаний машин и оцифровки сознания. Изначальная причина и того проще – человек жаждет бессмертия. Не важно что придется сделать на пути к цели и как это изменит сам род людской. В итоге каждый из путей потенциально ведет к волшебному “доигрались”. И весь этот паноптикум собран в “Блейм!”.
Есть Город. Его истинных размеров никто не знает. Город постоянно расширяется благодаря Строителям – роботам, которых уже некому остановить. Возможно он раскинулся на Земле будущего. Город состоит из уровней, отделенных друг от друга Мегаструктурой – многокилометровой толщей непробиваемого материала. На слоях живут люди, но из-за огромных расстояний поселения толком не знают друг о друге. Генетически местные поселенцы были изменены очень давно и весьма разнообразно. Обычно это означает некоторые отклонения в росте и силе. Им приходится прятаться и отбиваться от представителей Кремниевой жизни – местных киборгов, Хранителей – представителей странной полуразумной мутации с вкраплениями технологий и другими тварями, полученными путем манипуляции с генетическим материалом и технологиями ИИ.
Килли путешествует по Городу в поисках человека с “сетевыми генами” – то есть имеющего возможность входить в киберпространство без технических приспособлений. Дело в том, что местная сеть еще и способ управления системами Города и она закрыта для любого, не обладающего “сетевыми генами”. Попытки взлома жестоко пресекаются Хранителями, которых генерирует в реальный мир Сетевая Сфера. Ничего не понятно? А это только первые глав десять и дальше будет хуже.
Мир “Блейм!” не жестокий. Он скорее отчужденный, вытесняющий обычного человека из себя. Город занимает всю планету, здесь можно провалиться в гравитационный колодец и вылезти через десять лет, побывать на других планах бытия и даже захватить оттуда сувенир. И конечно здесь можно умереть. Точнее умереть здесь дело нормальное. От киборгов, Хранителей, мутантов, болезней, быть замурованным Строителем или банально от голода. У этого мира нет будущего. Здесь царит вечное “сейчас”. Сохранившие остатки знаний поселения пытаются дотянуться до Сетевой Сферы и понять как остановить разверзший ад, но их усилия ничтожны по сравнению с охранными системами Города. Вокруг пустота и безнадежность.
Атмосферности добавляет и главный герой. Парень немногословен, он как бы аватар читателя, как был в свое время Гордон Фриман, однако характер свой показывает действиями, в основном выстрелами гравитационно-лучевого излучателя. Не спрашивайте чем это пушка стреляет – местная физика очень странная. Так путешествует Килли по уровням, разрушает Мегаструктуру когда ему необходимо перебраться на следующий уровень и молча разделывает тех, кто по его мнению жить не должен.
Мрачная и давящая атмосфера вместе с динамичными боевыми сценами и мерзкими существами данного мира восхищает. Восхищает примерно половину номеров. Нам дают пообвыкнуться, понять что это все за твари и где они обитают, каковы законы этого мира. Дальше хочется уже поменьше перестрелок и отрубания конечностей и побольше информации что же здесь вообще произошло. Но вот этого как раз не будет. Причем до самого конца, который ко всему прочему открытый. Хотите разобраться – читайте единственный выпуск “Блейм 2” и восемь номеров предыстории “Noise”. В последней раскрывается что же такое Кремниевая жизнь и как появилась Мегаструктура. Если вы думаете, что на этом вопросы кончатся, то сильно ошибаетесь. Эта манга – кандидат на собственную ветку обсуждения в Reddit.
Как в оригинале так и в приквеле много отсылок на трилогию “Киберпространство” Гибсона. Вообще в любом киберпанке будут торчать уши этого писателя, но здесь именно прямые отсылки, начиная от ИИ, умеющих чувствовать и заканчивая главой “Мертвец овердрайв”, отсылающей ко второй книге триллогии “Мона Лиза овердрайв”.
С рисунком творится какая-то чертовщина. Общий стиль выбран идеально – давит на психику, вселяет страх. Но во-первых, пропорции человеческих (и не только) тел меняются едва ли не от панели к панели, а во-вторых боевые сцены где-то с середины сюжетной линии начинают напоминать нагромождение клякс. Доходит до смешного: “Подождите, когда этот парень успел умереть?! И как, если до этого он выдержал попадание штыря в глаз?!”.
Читать стоит хотя бы из-за атмосферы и развитие персонажей через рисунок. Минимум диалогов и ощущение тайны подогревают интерес. К сожалению даже в конце всего не раскроют и здесь я вижу недосмотр автора. Не дотянул, не продумал, может не дали еще пять-десять выпусков. Соберетесь читать – вот порядок: “Блейм!”, “Блейм 2”, статья в Википедии, “Noise”. В противном случае есть шанс вообще не понять что здесь происходит.