“Чудо-женщина: Земля-1” Г.Моррисон

Терпеть не могу современную толерантность. Дай обществу любую благую идею , и оно обязательно доведет ее до абсолютного абсурда. Думаю, это явный признак нашей всеобщей глупости, если при каждой попытке помолиться, мы расшибаем и лоб, и пол. Первым звоночком для меня стал случай, когда Мэтта Тейлора, объявившего, что сложнейшая операция по доставке искусственного спутника к комете прошла удачно, заставили извиняться за его рубашку, сплошь покрытую полуголыми девицами. Это уже даже не взгляд на палец, указывающий на луну, это просто маниакальное желание найти повод для обиды. Отлично это раскрыто Фаулзом в его «Коллекционере», где обида становится главным оружием и методом подчинения. Да что там, думаю вполне хватит для иллюстрации случая с «Оскаром», когда общественность возмутилась отсутствием черных номинантов. По мне, всё это безумие какое-то.

Не обошла эта истерия и комиксы, потому что любые явления общественной жизни всегда найдут в них своё отражение. Думаю, каждый уже заметил смену господства белых мужиков-натуралов в супергероике на женщин, подростков, гомосексуалов, черных и азиатов. Давно знакомые персонажи умирают, чтобы, иногда и удачно, дать дорогу идейно-правильным образам, а то не дай бог кто-нибудь обидится. Но есть в индустрии люди с яйцами из прочных материалов и достаточных размером, чтобы сделать нечто смелое. Я говорю о Гранте Моррисоне и его версии Чудо-женщины.

Я доволен. Это первый комикс в линейке Земля-1, где персонаж действительно изменился. Я ждал, что и Бэтмен и Супермен из этой вселенной будут другими, я надеялся на знакомство с образом с иной стороны, как и было обещано. В итоге же я получил чуть переделанный первый год Бэтса и до боли знакомого, практически каноничного Супса. Считаю, что тут играет свою роль всё то же желание никого не обидеть. Фаны ведь не переживут кардинальных изменений. Что ж, открыв что наши, что американские отзывы, я понял, что Грант не побоялся мнения читателей. Большинство рецензий или безликое и осторожное мнение, или полный ненависти и эмоций комментарий, требующий извинений Гранта и DC.

Скажу сразу: мне понравилось. Этот комикс смачный плевок в сторону лицемерного заискивания издательств перед общественностью и фанатами.

Что же нового в этом образе Дианы? Я бы сказал – реалистичность. Если взять истории о Чудо-женщине из сороковых, то они окажутся наивными и детскими, что логично, учитывая целевую аудиторию. Но мир изменился, комиксы теперь читают не только дети, и нужно переосмыслить образ в нынешних реалиях. У Гранта это вышло отлично. Больше нет девушки, которая влюбляется в первого мужчину, которого видит, и убегает за ним в внешний мир. Нет, теперь Дианой движет подростковое любопытство. Именно подростковое, иначе не назовешь то, что нарисовал Грант, но это логично. Представьте себе человека, который вырос в райском месте, где нет трудностей и боли. Логично, что, не обладая жизненным опытом, Диана ведёт себя, как подросток: ставит под сомнение авторитеты и родительскую власть и ищет приключений по ту сторону изведанного.

Вроде небольшая деталь, но многие читатели уже не узнают знакомый с детства образ. Но на этом изменения не кончаются. Многих возмутило отношение амазонок к фигурам женщин с большой земли. Как это так – остров, где живут исключительно стройные женщины чуть ли не с обложек модных журналов? Почему нет полненьких амазонок? Как по мне, тут все логично, если учесть, что эти женщины по своей природе воины, да и не осталось бы в живых ни одной кенги, если бы воительницы обладали формами Кэнди Бэт. Но как могла Диана говорить в таком тоне о тучности земных девушек? Простите, а как должна была она отреагировать, проведя всю жизнь среди идеальных женщин? Это и есть реалистичность.

Большинство читателей не уловило того, что эта история – первый за 3000 лет контакт Амазонии и человечества. Я бы сравнил Диану Моррисона с выжившим из убежища в играх Fallout. Естественно, что будут недопонимания, будут жесткие слова и прочие прелести культурного шока. Да взять хотя бы удивление положением женщин в больнице – амазонке даже не пришло в голову, что мужчины страдают абсолютно также. Всё потому что она мыслит мерками своего мира, и это нормально.

По мне, сам Райский остров – это иллюстрация идеального мира, к которому стремится радикальный феминизм. Любому адекватному человеку понятно, что феминизм стоит за равноправие, но не за абсолютную власть женщин. Впрочем задел Грант и мужчин речью Дианы перед военными, в которой она говорила, что даже солдаты не пригодны для битв, только для ласк и нежности. Пожалуй и тут, я соглашусь с критикой Гранта.

Многих возмутила и сцена, где Диана надевала ошейник с цепями на чернокожего Тревора. Они требуют извинений от издательства за подобную жирную аллюзию: белая женщина ставит на колени чернокожего мужчин и надевает на него кандалы. Что ж, а я увидел в этой сцене абсолютно понятный посыл: воспринимайте людей, как людей, а не как набор из их характеристик вроде пола и цвета кожи.

Так что, подытоживая разбор претензий читателей, я хочу сказать: меня печалит то, что люди всё меньше могут воспринимать полутона, намеки, сарказм и иронию. Восприятие стало топорным и прямолинейным. Шире нужно смотреть. И вот вам работа Моррисона как пример сатиры на то, во что превратилось человечество.

Содержанием я более чем доволен. Особенно мне нравится ход с судом. Отличный способ рассказать историю, да еще и показать с самых разных сторон. А хорошему содержанию и форма нужна соответствующая, и комиксу повезло: Пакетт с задачей справился на ура. Мне очень понравились решения с вставками кусочков античных фресок и разделением панелей с помощью нити норн. Конечно, и к рисунку были претензии у читателей. Самая частая: порно-лица. Но я заступлюсь и за Пакетта. Амазонки должны быть олицетворением чистейшей женственности: они 3000 лет существовали среди прекрасного, потому абсолютно логично, что каждое их движение и поза будет полно чувственности. Что же сделать, если в нашем мире это ассоциируется лишь с порнофильмами. Укор тут читателю, а не художнику. Хотя понять можно такие ассоциации, ведь на большинстве панелей лицо Дианы подозрительно напоминает Сашу Грей. Я не нашел официального подтверждения того, что Яник использовал порноактрису как референс, но на мой взгляд, это логичный выбор. Саша в свое время становилась лицом движения феминизма. Как не использовать в столь саркастичном произведении лицо женщины, участвоваашей в движении, одной из целей которого является запрет сексуальной объективации, но при этом зарабатывавшей на индустрии, кормящейся с этой самой объективизации. Так что ирония тут даже в рисунке.

Я считаю, что это прекрасное произведение по всем возможным критериям. Несмотря на огромное количество стёба, Грант уважительно отнесся к самому образу Дианы, возвращая ее к истокам, к образу, задуманному Мэрстоном. Тогда не было у Дианы в руках ни меча, ни щита, только браслеты и лассо. Она защищалась, но не нападала. Мэрстон считал, что Чудо-женщина должна стать примером для новой формации женщин, способных править нашим миром, сместив мужчин. И Моррисон создал историю девушки, порожденной на стыке мужского и женского миров, олицетворяющей равенство и баланс, но не власть одного или другого. Даже если не будет выпущена вторая книга в этой серии, эта история уже прекрасно знакомит читателя с новым образом и в то же время является началом для множества сюжетов. Так что можете слушать армию недовольных читателей, можете послушать меня, но лучше прочтите и решите для себя, хороша ли эта история.

Ю.Гуль