“Манхэттенские проекты” Д.Хикман

Почему герои сильные, а злодеи умные? Этот вопрос возник у меня при прочтении небольшого комикса к «Музыкальному блогу доктора Ужасного». Классический пример – пара Супермена и Лекса Лютора. Невольно вспоминается и шутка, где Бэтмен отказывался звать Мистера фриза Доктором фризом, потому что иначе половину его заклятых врагов придется звать докторами, ведь у многих есть ученая степень. Дум, Осьминог, Брейниак – наличие интеллекта чаще становится признаком злодеев. Даже герои, обладающие высоким интеллектом, вроде Т’Чаллы, Тони Старка или Рида Ричардса, часто могут делать вещи, идущие вразрез с понятием «добро». Хватает того, что эта троица была в составе Иллюминатов, чьи действия нельзя оценивать однозначно.

В чем же секрет? Я много об этом думал и пришел к выводу, что при определённой массе накопленных знаний до человека доходит, что нет на свете добра и зла. Тогда у него появляется цель и препятствия на пути к ней. Думаю, Ницше в «Воле к власти» рассказал об этом интереснее меня. Я же вел к тому, что есть связь между уровнем интеллекта и тем, что принято называть злом, потому вполне оправдано, что эти слова стоят рядом на обложке комикса «Манхэттенские проекты».

В этой серии смешались вместе криптоистория, безумие и наука. Хикман просто брал каждый элемент и доводил его до абсолюта. Всё от деталей биографий персонажей до их методов тут гипертрофировано, и это работает. Если некто потерял руку, то у него будет гигантский робо-протез. Если кто-то погиб от смертельной дозы излучения, то в комиксе он станет живым мертвецом, сотканным из радиации. И это прекрасно. Таким образом Хикман заставляет читателя лезть в справочники и учебники, чтобы узнать, что именно он обыграл на этот раз.

Изобразил выверты фантазии Хикмана Ник Питтара. Рисунок получился немного небрежным, но со множеством деталей. Он вполне подходит истории об ученых, каждый из которых немного не в себе. Лично меня же больше порадовала работа команды колористов. Выбор цветов прекрасен, причем даже в панелях, где фон не прорисовывался, а закрашивался сплошным цветом, можно увидеть фактуру. Да и красно-синее решение для флешбеков выглядит интересно.

Это удачная версия «Пяти кулаков науки», где также взяли реальные исторические личности и пытались обыграть их странности. Но Хикман всухую переиграл Фрекшна на этом поле. Причем помимо буйства фантазии и юмора в «Проектах» есть глубокий посыл. Во-первых, Джонатан говорит с нами об опасности излишних знаний, опасности зайти слишком далеко в своих поисках, словно гномы Мории, откопавшие Балрога. Во-вторых, Хикман наглядно показывает, что наука не имеет границ и гражданства. Её цели куда выше и масштабнее, а методы подчас очень спорны.

Это нельзя назвать призывом к обскурантизму, но всё-таки на фоне усиления позиций церкви везде и всюду, полного оболванивания народа через СМИ, я думаю это еще один удар по науке. Странно требовать развития науки, когда в любом телешоу или фильме ученый показывается, как оторванный от жизни человек, не способный на полноценный контакт с обществом, да при этом еще абсолютно бедный и закомплексованный. Вот представьте ребенка, который из года в год это видит, какова вероятность, что он пойдет поднимать науку с колен? А у Хикмана именитые физики все как один с изъяном – расщепление личности, шизофрения, нарциссизм, психопатия. Вряд ли один комикс усугубит уже сложившуюся ситуацию, но мне хотелось бы видеть больше произведений любого жанра, где наука помогала бы людям, спасала, а не становилась убежищем и оправданием для нелюдимых чудиков.

Я не осуждаю Хикмана, я понимаю, что этот комикс создан развлечения ради. И ведь получилось действительно хорошо. Приятный кусочек абсурда и криптоистории, который стоит прочесть.

Ю.Гуль