Тема конфликта человечества и представителей иных видов не нова. Ее использовали многие фантасты, такие как Сергей Лукьяненко в “Стеклянном море”, Клиффорд Саймак в “Принципе оборотня” и “Всякая плоть – трава”, Рэй Брэдбери в “Марсианских хрониках”. Обычно такие сюжеты являются аллюзией на непонимание среди людей, военные конфликты или вытеснение аборигенов. Сюжет строится по стандартным лекалам – попытки прийти к соглашению через диалог, высмеивание военного подхода для решения проблем, разделение ареалов обитания или даже сотрудничество. Конечно существуют и отклонения, например “Марсианские хроники” не приходят к консенсусу, однако в целом сюжет довольно заезженный и вполне раскрытый в множестве фантастических книг.
Вот только Суи Ишида вносит одну маленькую правку в существующие сюжеты. В его версии противоборствующие стороны не могут сосуществовать в принципе. Диалог между разумными существами возможен, однако принципиальные различия непреодолимы. Но обо все по порядку.
По соседству с людьми живут гули – существа, питающиеся человечиной. Они скрываются, нападая на запоздалых прохожих по ночам. Часто подобные нападения тщательно спланированы и являются засадами с подсадными – гули похожи на людей в обычной форме. Канеки Кен попадается как раз на одну из таких уловок, однако счастливый случай в виде рухнувшей на гуля балки спасает его от моментальной смерти. Спасая жизнь парня, хирург пересаживает вместо поврежденных органов органы гуля. И все бы хорошо, но Канеки начинает замечать изменения в собственном организме. Обычная еда становится для него отвратительной, а хочется бедному парню мясца человеческого.
Такое начало сразу ставит перед нами проблему перехода человеческого существа в стан извечного врага. Канеки придется взглянуть на мир гулей не как потенциальной жертве, а как участнику социума этих существ. В этот момент Исида начинает подбрасывать в повествование одно клише за другим. Конечно же на гулей охотится спец. отряд местной полиции, в состав которого входит полусумасшедший следователь. Его напарник – молодой, оттого наивный, зато подающий надежды Амон Котаро. Гули не могут питаться ничем, кроме людей, мертвых людей и сородичей. Быстро замороженный труп умершим не считается. Однако даже такая поблажка не ведет к возможному диалогу между людьми и гулями. Причин на то аж две – одними трупами сыт не будешь (или по крайней мере не прокормишь всех гулей с потомством), да и диалог по большому счету никто вести не хочет.
Далее маятник читательского отношения к сторонам конфликта склоняют на сторону людей, ведь едва ли не каждый второй гуль пытается выстроить эрзац-человеческую жизнь. “Гурман” предпочитает только особые части человеческого тела, да к тому же создает свой “ресторан для гулей”, где подобные ему устраивают игры с едой, считая себя некой формой аристократии. Откровенно говоря, довольно слабый момент, тянущийся весьма долго. Автор различными способами пытается показать разнообразие отношений между людьми и монстрами, временами подменяя эти понятия. При этом развития главного героя практически нет… до штурма лагеря гулей.
Ради этой главы стоило выдержать все предыдущие, где нам показывают паноптикум из потенциальных клиентов психиатра. И вот наконец случается чудо и едва не сошедший с ума герой наконец резко эволюционирует в местного мессию и начинает раздавать направо и налево известно чего. Психоделичность данной сюжетной арки зашкаливает, и сравнить ее можно разве что с началом серии, где автор обращается к кафкианским мотивам, в частности изложенным в книге “Превращение”.
Атмосфера получается тяжелой и безрадостной. Света в конце тоннеля не видно, ибо мало того, что следователи по делам гулей не собираются останавливать, так еще и среди самих гулей присутствуют в большом количестве радикалы. Приятно, что характерам и логике персонажей автор уделил много времени. Читатель вдоволь может налюбоваться различными бытовыми ситуациями, однако темп повествования от этого довольно сильно страдает.
Зато к рисунку не придраться. Задники на высоте, боевые сцены детально прорисованы, диалоги подкреплены как формой баблов, так и шрифтами, меняющимися в зависимости от настроения персонажа и его формы.
Остается много вопросов, вроде “как люди впервые победили гуля?” или “почему гули изначально не захватили весь Токио, раз они сильнее обычного человека и имеют биологическое лезвие-коготь”. Возможно это раскроется в сиквеле или приквеле, однако не хватает данной информации уже сейчас. История вышла неоднозначной. С одной стороны большие объемы философии, подкрепленные отсылками к произведениям Кафки, Юнга и других писателей, с другой – медленный темп повествования. Проработанные персонажи, но половина явные душевнобольные. Диагнозы можно поставить не имея специального образования – уж больно выделяются симптомы. Чтива на вечерок не получилось. Получилась философская манга на любителя. Как любой философский трактат – спорная, но при этом достаточно увлекательная.