Известный автор, талантливый художник, что может пойти не так?
Начать хотелось бы с автора. Несмотря на дифирамбы, что поют Снайдеру в каждом анонсе на издание его очередного комикс а, я не могу присоединиться к похвалам. Я не хочу сказать, что он ужасный автор, скорее, его сильно переоценивают. Он в комиксах меньше десяти лет, а главное, я не могу назвать ни одной книги его авторства, которая бы меня поразила. Моррисон – «Лечебница Аркхем», Гейман – «Песочный человек», у Мура, Миллера и Эллиса вообще целый список наберется. В общем, я не считаю весомым аргументом в пользу высокого качества сценария выражение «Ну это же Снайдер».
И при чтении «Непобежденного» у меня сложилось ощущение, что Скотт просто не знал, что это уже было. Я всё это уже видел, будто перечитывал до боли знакомую историю.
Увы, но этот комикс выглядит как проходной эпизод в сериале и не тянет на нечто грандиозное, как любят о нем говорить в рецензиях. Повторы я увидел уже в самой структуре сценария. Я вам назову элементы, а вы угадайте, о каком комиксе идёт речь: неожиданно появившийся новый персонаж вселенной, который больше не появится в этой серии; тайна, связанная с этим персонажем, открывающаяся только в конце; злодей, который становится кривым отражением главного героя, позволив ему понять нечто новое о себе. Казалось бы, я описал составляющие части «Непобежденного», но ведь из этого набора легко можно собрать «Долгий Хэллоуин», а если точнее, то любой комикс Лоэба. Помимо прочего, Скотт не просто вставил тему отражений в сюжет, как любит Джеф, он еще и закольцевал финал ею, начав историю с антагониста и им же закончив.
Забавно, что именно с Джимом Ли Джеф создал «Тихо», где снова можно увидеть классический сюжет Лоэба. Кстати к художнику трудно придраться. Джим рисует прекрасно, возможно, даже чересчур. Я никогда не жду от комикса, нарисованного Ли, необычно поставленных кадров или новые приемы. Стандартные прямоугольные панели с идеальными краями и выхолощенная DC-шная техника, чьи художник подчас неотличимы друг от друга, потому что издательство боится рискнуть дать шанс необычному художнику последние лет десять точно. Так что, учитывая похожую структуру сценария и того же художника, «Непобежденный» – это некая суперменская версия «Тихо».
Что касается финала, то он предсказуем до безобразия. Вообще, слишком много очевидных закладок, которые ведут к ожидаемым последствиям. Чего только стоит «Илиада» в руках Лютора. Так что вопрос, который мучил меня в конце не «Как же Супс с этим справится?», а «Когда уже появится антагонист?». В итоге финал повторил сцену с самопожертвованием Биззаро из «Красного сына» Миллара.
Что необычно, так это огромный объем текста: затяжные диалоги и внутренние монологи. Не помню столько букв ни в одном комиксе о Супермене. Причем многие вещи мне непонятны. Зачем Скотт вставил историю о прыжках на соседней ферме и спасении того самого сумасшедшего фермера? Конечно, она задает некую связующую тему падения всем частям комикса. Но к чему эта тема и вызвавшая её история, для меня осталось загадкой. Как и мотивация Супермена в нескольких местах. Например, меня удивило, что, не говоря ни слова, Супермен соглашается на суицидальный план по уничтожению инопланетной армады. При этом он даже не попытался с ними связаться, узнать их намерений. Отключения техники на всей планете и слов Лекса Лютора – его главного врага – вполне хватило, чтобы уничтожить представителей другой цивилизации, пожертвовав собой.
В итоге получился слабый комикс с сильными претензиями. Скотт через Деуса предложил Супермену взглянуть на себя и на влияние на людей. Открыли ли мы образ с новой стороны? Не особо. Всё, к чему привёл комикс, так это к мысли, что Супермен – простой человек. Может чуть лучше остальных в моральном плане. Это не оправдывает названия. В оригинале он «Освобожденный», и я так и не смог понять от чего он освободился. От иллюзий, от страха, от давления множества врагов с сюжете? Все это есть, но очень натянуто. Единственная версия – Деус представляет собой как раз версию Супермена, свободную от всяких моральных и нравственных оков кроме патриотизма. То есть Снайдер дал возможность увидеть Супермена, лишенного его кодекса. Но лично я, если захочу увидеть нечто подобное, просто открою первый год комикса “Injustice”.