“Танос: Восхождение” Д.Аарон

Мне нравятся истории о детстве персонажей. Не зря психоаналитики начинают с него поиск причин тех или иных проблем. Именно в детстве мы начинаем формироваться как личности, потому истории о первых годах жизни – это прекрасная возможность познакомиться с персонажем, узнать его глубже.

В общем, я обрадовался, когда услышал о комиксе «Танос: Восхождение». Как я уже однажды говорил, для меня это массивный мужичок с фиолетовый кожей, который большую часть времени сидит на троне. Так уж мне запомнился Танос. То есть, я знаю, что он один из самых опасных злодеев, знаю, что он уничтожал целые миры, но в действии его так и не видел. И как я понял, при всей масштабности образа, до Аарона никто не поднимал темы детства и становления Таноса. Так что комикс выглядел вдвойне интересней.

Раскрою карты сразу: единственное, что мне понравилось в этом произведении – это рисунок. Работа художника прекрасна. В этом комиксе слились две мои слабости – фиолетовый цвет и прекрасные рисунки космоса. Слабых мест я не увидел. Прекрасная работа с лицами, окружением, цветами. Не забыли и разнообразить панели. В общем, если вы любите красивые картинки, то вам этот комикс определенно стоит полистать.

А что касается тех, кто любит еще и буквы почитать, тут уже все не так однозначно.

Мне всегда интересно прошлое злодеев, потому что в нём кроется секрет становления их злого гения. Что должно случиться, чтобы некто превратился в кровожадного монстра. Например, созвучная названию комикса работа – «Геннибал: восхождение» – фильм, рассказывающий о становлении не менее легендарного убийцы. И как мне кажется, их образы очень близки. Но проблема в том, что если в историю Ганнибала я верю, то прошлое Таноса выглядит неубедительно.

Благодаря фильму, мы узнаем, что Ганнибал пережил ужасную трагедию в детстве – военные преступники сварили и съели его младшую сестру Мишу. Позже, в детдоме его презирали как отпрыска аристократов, били и унижали. И чем дольше он жил, тем больше сталкивался с жестокостью окружающего мира, что превращало его в дикого зверя, монстра, Затаившегося среди людей. Мне вполне понятен этот процесс превращения. Чего-то похожего я ждал от истории становления Таноса. Зря.

Да, Танос родился, не похожим на своих сородичей. Некая генетическая аномалия подарила ему очень необычную для его родной планеты внешность. Но кроме этого никаких серьезных потрясений в судьбе маленького Таноса не случилось. Титан – место, где народ уже и не помнит, что такое убийство или жестокость. К фиолетовому пареньку окружающие относятся нормально. То есть нет традиционной для подобных история жестокости одноклассников. Нет и насилия со стороны родителей, лишь безразличие: мать оказалась в сумасшедшем доме сразу же после рождения Таноса, а отец слишком занят, чтобы уделить время сыну. Да, мальчик одинок, на что и давит автор, но ирония в том, что он сам решил стать изгоем. Это был его выбор, потому в данном случае я не могу сопереживать ему.

Вторая проблема, которую дарит Аарон Таносу – желание узнать своё предназначение. Это неплохо. Плохо то, что этим объясняются жестокость и убийства. То есть сценарист говорит нам, что самый гениальный юноша планеты ищет ответы на философские вопросы в потрохах своих родичей. Довольно странно, не правда ли? Нестандартный подход. Самое интересное в этом то, что на Титане много поколений уже не было убийств, и нарушает эту цепочку Танос. Это еще один непонятный для меня ход, потому что сценарист ставит себя в тупик. При таком раскладе остается признать лишь то, что стремление к жестокости и убийствам у Таноса врожденные. Знаете же статистику, что 2% людей рождаются заведомо жестокими и способными отнять чужую жизнь без особых последствий для психики? Выходит, что наш герой относится к этим двум процентам. И всё бы ничего, но это превращает персонаж в абсолютно плоский картон. Аарон чуть ли не прямым текстом говорит: «Танос злой, потому что он… злой». И лично для меня это печально, потому что у комикса был потенциал. Вы только представьте: культовый персонаж вселенной, чьё детство и юность никто до этого не освещал. Можно было создать нечто очень и очень интересное, а вместо этого мы получаем этакого Печорина, который сам себе придумал проблемы и ими же оправдал свои чудовищные поступки.

Но мало того, что Таносу не создали адекватной причины для всех его действий, так еще и выставили шизофреником. Я встречал Смерть в других комиксах Марвел, и там это полноценный персонаж, с которым контактируют участники истории. У Аарона же получилась история а-ля «Бойцовский клуб», где Танос в конце выясняет, что его вечная спутница – плод его больного воображения. Причем я невольно сравнил Смерть Таноса и Смерть Геймана – насколько же разные эти образы. Если у Нила это изящный образ сущности, которая приходит, чтобы окончить все, не нарушая естественных порядков, то у Аарона вышло нечто злобное и кровожадное, жаждущее скорейшего уничтожения всего сущего. А Танос становится при этом послушной марионеткой, исполняющей волю хозяйки. Причем это создает еще один парадокс: нам рисуют маньяка, для которого жажда убийств – вторая натура, но при этом, видимо, в стремлении убедить читателя сопереживать главному герою, Таноса заставляют несколько раз отказаться от убийств. Более того, выходит, что сам по себе он и не желает этой крови и гор трупов, это воля Смерти. В итоге получается какой-то непонятный образ, и трудно сказать – жестокий убийца ли он или жертва обстоятельств, потому что ни в одной сцене геноцида, я не почувствовал, чтобы безумный титан испытывал удовольствие, отнимая жизни.

Если подытожить, выходит красивый, но пустой и глупый комикс. Автор пытается добавить образу черты, которые заставили бы читателя сопереживать ему: желание любви, желание познать своё предназначение, непонятное мне чувство вины, которое раз в год гонит его к могиле матери; но Аарон при этом не соблюдает логику, потому все эти ходы получаются неубедительными. Большим минусом я считаю и довольно рванный монтаж. Нет ощущения плавности событий или нарезки важных воспоминаний. Каждый эпизод будто поделен еще на несколько эпизодов, которые подаются без плавных переходов.

Ну и самое большое разочарование, что после пяти выпусков, моё представление образа Таноса так и не стало шире. Он по-прежнему мужичок на троне, которого все боятся. Даже хуже: если раньше я мог представлять непростое прошлое титана, заставившее его шагнуть через границу разумного, то теперь я знаю наверняка, что ничего такого не было, и он просто обыкновенный маньяк, которого невозможно оправдать. Так что думаю, если вам нравится этот персонаж, то лучше вообще не узнавать его прошлое, и не трогать этот комикс.

Ю.Гуль