“Джо Варвар” Г.Моррисон

Когда в руки попадает творение именитого автора, планка ожиданий подскакивает до небес. Немудрено, что имя Гранта Моррисона на обложке заставило ждать чего-то необычного, и, надо сказать, ожидания эти в какой-то мере оправдались. История, построенная по лекалам “Лабиринта Фавна”, “Бесконечной истории” и “Хроник Нарнии” просто не может получиться плохой, не так ли?

У Джо диабет второго типа, и если вовремя не поднять уровень глюкозы в крови, наступает гликемический шок, а после – смерть. А еще парень не так давно потерял отца. И конечно же, дом, где они живут с матерью, хотят отобрать. В такой сложной ситуации обычно на выручку приходят хорошие друзья, однако в школе Джо типичный отщепенец, витающий в облаках и рисующий несуществующих рыцарей. Так что вполне закономерно, что хулиганы отбирают последнюю шоколадку Джо. Придя же домой, наш герой забывает об уровне сахара в крови и решает для начала пожалеть себя, уткнувшись носом в подушку, за что награждается галлюцинациями, уносящими его в другой мир.

У всех подобных историй есть одна общая деталь – читателя заставляют поверить в новый мир, куда попадает главный герой. Можно отойти от традиции и добавить сказку в нашу реальность, как это сделал Джо Келли, написав “Я убиваю великанов”. Гильермо дель Торо вообще сделал финал своей истории открытым, оставив зрителю выбор – верить или не верить в “Лабиринт Фавна”. Однако Гранту Моррисону это не нужно, и он убивает интригу с первых страниц: Джо в новой реальности встречают Бэтмен, Чудо-Женщина, трансформеры и еще с пару десятков игрушек. Так что автор лишает читателя возможности хоть на секунду поверить в реальность окружающего мира, оставив его с полным осознанием того, что происходящие события – лишь галлюцинации больного ребенка.

Но первым в глаза бросается не это. Джо – типичный персонаж, вызывающий сочувствие. Вы не можете всерьез ругать сюжет, где есть неизлечимо больной ребенок, ведь через него автор поднимает те самые ВОПРОСЫ! На деле же болезнь нужна исключительно ради того, чтобы оправдать галлюцинации и быстро их убрать. Если бы рак лечился бутылочкой колы, то Грант безусловно использовал его. Причем если вспомнить НАС3, то можно провести вполне внятную параллель – главные герои вызывают сочувствие, и автор пытается таким образом надавить на читателя.

А может быть иначе нельзя? У всех героев историй, подобных “Лабиринту Фавна” или “Я убиваю великанов”, в жизни произошло что-то нехорошее: умирают родственники, их вывозят из зон боевых действий или жизнь в фашистском лагере заставляет мечтать о лучшем мире. Все правда, но Барбара, например, придумывает себе огромный молот и идет сражаться за себя и свою семью. Да и остальные миры живые, а значит, там сражаются и умирают по-своему реальные существа, а не порождения болезненного воображения.

Благодаря такому вот “слому концепций” многие “сложные выборы” смотрят глупо. Посудите сами – главный герой может отдать добытую содовую раненому рыцарю или выпить сам и закончить происходящий кошмар. Но наверное Джо не знает, что этот мир нереальный? Как бы не так, парень несколько раз признается, что все вокруг глупая фантазия, а его сопровождающие лишь проекция реальных людей. Тогда в чем выбор? Мальчик, тебя мама в детстве не научила не доверять галлюцинациям?

Зато нарисованы видения прекрасно! Эдакая книжка-мультфильм для зрителей с двенадцати лет. Детализированные фоны, небольшие искажения анотомии персонажей, живописная природа и интересная работа со светом – в этом мире будто всегда сумерки. Сцены в реальность навевают десткие страхи о темном доме, где из-под каждой кровати смотрит монстр. Шон Мерфи и Дейв Стюарт постарались на славу. Жаль что не эти парни работали с Джо Келли.

В итоге получается, что жалко не главного героя, а его ручную крысу, которая защищает хозяина и в галлюцинациях, и в реальном мире. В конце автору стало совсем плевать на интригу, потому солдаты уже кричат “За Игромир”, и рвутся в бой. Вся история похожа на состояние дремы, когда уже через секунду ты увидишь чарующий сон, но какой-то дурак будит глупым вопросом. Конечно, можно отмахнуться и смотреть сон дальше, но только вот дурак никуда не денется и будет подкидывать палки в колеса все время. Кстати, его зовут Логика, и вам с ним жить. Раздражает даже не реализация, а потенциал истории и исполнения. Графическая сторона превосходна. Базовая концепция крепка, что доказывали другие авторы подобных историй. Но Моррисон нашпиговал сюжет логическими дырами, а на место главного героя поставил мягкотелого мямлю, испортив удачную концепцию на корню.

Только бы “Азбука” не издала вслед за НАС3 “Джо Варвара”…

Ю.Гламаздо