История супергероики – нечто очень своеобразное. Если в других жанрах есть эпохи определённого направления или влияния конкретного творца, то история комикса – это альтернативная версия актуальных событий, происходящих в параллельной вселенной цветастых журналов. Немудрено, что у культовых персонажей, чья история длится больше полувека, имеются свои эпохальные события. Речь сегодня пойдёт об одном из них. Смерть Гвен Стейси.
Одно из самых неожиданных событий в истории комиксов. Не ожидал такого поворота даже легендарный Стэн Ли, у которого на блондинку имелись далеко идущие планы. Больше всех эта смерть отразилась на самом Человеке-пауке. Не раз еще авторы, будут доставать эту историю и мучить Паркера. Это настолько важный эпизод из истории Паука, что он заслуженно оказался на страницах моего любимейшего комикса «Чудеса». Чтобы понять, как сам Человек-паук относится к этой истории, вспомните хотя бы «День М», где он вновь обрел свою возлюбленную, а после потерял. В «Сыне М», события которого происходят сразу после «Дня М», Паркер всё еще не может отойти от жизни в параллельной реальности, где у него была Гвен и сын.
Так что неудивительно, что когда Marvel решили запустить цикл «цветных» комиксов, повествующих о прошлом культовых персонажей («Капитан Америка. Белое», «Сорвиголова. Жёлтое», « Халк. Серое»), именно история о Гвен вновь попала на страницы. А кому можно доверить историю из прошлого супергероя, как ни специалисту в этой сфере – Джефу Лоэбу.
А где Джеф, там и Тим. Тим Сейл и Джеф Лоэб – парочка, создавшая такие культовые комиксы о Бэтмене как «Долгий Хэллоуин» и «Тёмная Победа». И вроде бы парни сделали замечательные вещи, но есть с ними одна проблема. Даже две.
Первая, это рисунок Тима. Он очень своеобразный. Грубоватый, с минимумом деталей, что не каждому придется по вкусу. Не раз я слышал претензию, мол «Я бы прочитал «Долгий Хэллоуин», но если бы его рисовал Джим Ли». Но, как по мне, это беда не Тима, а нынешней публики, привыкшей к выхолощенной графике современных художников, которые боятся рисковать и делать что-то свое. Ведь те же претензии я слышал в адрес и Мацукелли, и Миллера, и МакКина. Так что предупреждаю вас об этом в самом начале – если вам не по душе рисунок Тима Селйа, не берите эту книгу в руки. Но моё мнение – он идеален для историй про Бэтмена, и вполне неплох в Пауке, если забыть о паре разворотов с крупными планами злодеев. Как минимум девушки ему даются отлично.
Вторая проблема этого комикса – Джеф Лоэб. Если вы читали три-четыре его комикса, то вы уже знаете, что найдете в его следующем сюжете. Рецепт у него один на все случаи жизни – злодей, который останется в тени до финального столкновения, невпопад влетающие в историю злодеи и пунктик о двойке. Так что комикс может показаться чем-то до боли знакомым, если вы берете в руки творение Лоэба не в первый раз.
Если вас не пугает эти две мелочи, то начнем уже говорить о сюжете. И тут, лично меня, ждал сюрприз. Когда открываешь книгу с заглавием «Грусть», да еще и заведомо знаешь, что она о смерти Гвен Стейси, то ждешь истории о том, как Паркер пережил трагедию, случившуюся на мосту Джорджа Вашингтона в 121 номере «Удивительного Человека-Паука». На деле же это история знакомства молодого Питера и Гвен, которая обрывается, когда они становятся парой. И это отличная идея для сюжета, но Лоэб такой Лоэб.
Начать хотелось бы с того, что события «Грусти» не повторяют оригинального сюжета. Пусть я читал всего несколько номеров «Удивительного человека-паука», предшествующих смерти Гвен, но уже там видно, что к моменту амнезии Осборна, Гарри не просто общается с Питером, но и успел с ним разругаться, а Гвен и Эм-Джей давно знакомы с Паркером.
Но искажение событий ради художественного замысла – вещь обычная. Куда хуже – неуемная страсть Лоэба вставлять классических злодеев супергероя в сюжет, который с ними никак не связан. В «Хэллоуине» или «Победе» можно вырезать все появления Джокера, Риддлера, Кошки и прочей преступной братии, что никак не помешает основному сюжету. На самом деле, сюжет бы только выиграл от этого. Но если при работе над Бэтменом Джеф создал полноценную историю, в которой неуместные злодеи были лишь мелким эпизодом, в «Грусти» автор нарушил привычные пропорции, и получился сюжет о борьбе с кучей монстров, на фоне которого происходило знакомство Гвен и Паркера. Совсем не на том сфокусировался Лоэб, и в итоге история, которая должна была занимать центральное место, оказалась лишь приложением к сюжету о таинственном злодее. Лично я могу сделать лишь один вывод: Джеф не способен работать вне привычной схемы, и прожектор он наводит как обычно на супергеройскую половину персонажа, хотя в данном случае раскрыть нужно было обычную человеческую.
Нельзя не упомянуть и авторский штрих Джефа. Когда смотришь Фильм Абрамса, ждешь появления бликов. Когда смотришь кино от М.Бэя, то неминуемо покажутся уличные фонари. Ну а в ленте Тарантино будет ракурс из багажника. Точно также, листая комикс Лоэба, я ищу двойку. Он обожает зеркальные шоу, где персонаж отражается в своих врагах, а вокруг него кружатся пары. В «Грусти» у нас две девушки, между которыми нужно выбрать. Обе хороши, но каждая по-своему. Трудный выбор, который отчасти и стал темой комикса, но как я говорил выше, увы, далеко не главной.
На мой взгляд, это слабый комикс. Даже если отбросить то, что Джеф использовал заезженную им схему, мне кажется, он совершенно не раскрыл то, что должен был. Это история Гвен и Питера. Читатель должен сопереживать им, чувствовать искру, чувства. Все, что увидел я, – молодому парню повезло, и он будто скотовод на рынке, оценивает, кто из двух тёлочек и в чем лучше, чтобы выбрать. По сути, решение за Паркера приняла Гвен в последней сцене, потому что он так и не определился, кто ему нравится больше. Увы, Джеф оборвал сюжет на этом моменте, что лишило читателя и истории их отношений. Из-за этого я в итоге не понимаю, а чем же так важна Питеру Гвен. Он лишь говорит об этом, но это никак не показано и даже не объясняется Пауком в его воспоминаниях. Я должен просто поверить, что Гвен важна. Да, я осознаю, что любой уважающий себя читатель комиксов о Пауке и так должен быть в курсе, но «Грусть» – самостоятельное произведение, а это обязывает к полноценному раскрытию такого важного момента.
В итоге мы имеем не самую захватывающую историю борьбы Паука с кучкой суперзлодеев, на задворках которой после пары взглядов Паркер решил всю жизнь провести с Гвен. На манер Станиславского хочется крикнуть, что я не верю. Нельзя насильно вклепать читателю мысль об искре между персонажами, просто обозначив ее в авторском тексте, это нужно показать, чтобы в эти чувства можно было поверить. Так что, лично для меня, это неубедительная история, построенная по стандартной лоэбовской схеме и не более.