“Царство Небесное” А.Росс

Я не люблю оголтелых фанатов DC, из числа тех, кто игнорирует всякие факты, считая, что DC предтече всех персонажей и важных изменений в индустрии. Ну вы знаете их. Это те, для которых Танос списан с Дарксайда, Ртуть с Флеша, а Дедпул с Дефстроука. И плевать, что, по сути, копировались только концепции. В таком случае ведь DC украли образ быстрого существа вообще у древнегреческой мифологии. Помимо этого такие фанаты уверены, что вся комикс-индустрия сменила вектор на мрачность с появлением «Года первого» от Миллера-Мацукелли. Но ведь это не совсем так: эта пара авторов создала на год раньше «Рожденного заново» Сорвиголову, полного как раз той мрачности, которую теперь приписывают DC «фанаты», знакомые исключительно с трилогией Нолана.

К чему я завел этот разговор? К тому, что и невероятный Алекс Росс первый свой опыт с взглядом на историю целой комикс-вселенной связал с Marvel. Его «Чудеса» – нечто потрясающее как в плане задумки, так и в плане исполнения. Ведь чего уж там, Росс – гений реализма. Любую страницу из его комиксов не стыдно выставить в галерее. И я знаю, что есть те, кому реализм его работ кажется излишним, но думаю, даже они не смогут отрицать его беспрецедентный талант. Потому не удивительно, что спустя два года после «Чудес» и DC обзавелось своим шедевром от Алекса – «Kingdome Come» – названный по строчке из молитвы «Отче наш»: «Да прибудет Царствие Твое…».

Но между Чудесами и Царствием есть огромная разница. Первое произведение – это взгляд в прошлое, а при работе над Kingdome Come авторы взглянули в будущее, на закат героев золотого века. Хотя концепция от смены сценариста не пострадала: тут у нас по-прежнему взгляд стороннего наблюдателя – священника, избранного Спектром для этой роли. Отцу МакКею предстоит увидеть, чем обернулось для мира неожиданное затворничество Суперемена, и к чему приведет его возвращение.

Нас ждет встреча как с давно знакомыми персонажами вселенной DC, так и с теми, кому теоретически только предстоит появиться. История начинается 10 лет назад, когда Джокер уничтожил всю редакцию «Дейли плэнет». Погибли все коллеги Кларка Кента, в том числе и его жена Лоис. Джокера поймали, но правосудия он не дождался: его убил Магог – представитель нового поколения супергероев. Неожиданно вместо осуждения люди поддержали методы Магога, что заставило Супермена, молча, покинуть Метрополис, уединившись в Крепости одиночества. Вслед за ним исчезли все члены Лиги Справедливости, освободив улицы для нового поколения металюдей, взявших за пример Магога. Конечно, за 10 лет это привело к полнейшему беспределу. В бессмысленных побоищах, где давно стёрлась грань между злодеями и героями, гибли тысячи людей. Кульминацией стало уничтожение целого штата в одной из таких масштабных потасовок. Супермен вернулся, чтобы навести порядок, но к чему это всё приведёт?

Забавно то, что многие детали Царствия можно заметить в будущих комиксах. Джокер, убивший Лоис Лейн, – смеется нам со страниц Injustice. Там же мы видим огромную супер-тюрьму для металюдей. Жесткий режим, основанный на субъективном понимании Кларка о справедливости и мире, мы найдём в «Красном сыне» Миллара. Любовь между Суперменом и Чудо-женщиной встретится на страницах New52.

Но всё это не так занятно, как первооснова сюжета. Супергероику частенько называют мифологией американцев. Мифология неразрывно связана с религией, и в Царствие авторы решили сделать это максимально очевидным. В качестве остова сюжета Уэйд взял Откровение Иоанна Богослова, проводя параллели между пророчествами и действиями металюдей. Казалось бы, просто интересный ход и игра на религиозных чувствах публики Америки, которая лидирует по количеству верующих. Но если взглянуть на год выхода комикса, то всплывает куда более важная тема, актуальная и в наши дни.

Сидя на «Человеке из стали» Марк Миллар был обескуражен финалом истории, где Супермен всё-таки сворачивает голову генералу Зоду. Супермен убивает. Тогда Марк понял, что вся индустрия комиксов, начиная с 80х, шла именно к этой извращенной сцене и переосмыслил многие вещи, взявшись за создание «Huck». Да, эта сцена извращенная, как и фильм, где Бэтмен убивает преступников. Эти персонажи десятилетиями были нравственными идеалами, и так должно было быть. Отчего-то многие говорят, что Бэтмен Аффлека убивает, потому что списан с версии Миллера, мол, он убил там Джокера. Я пересматривал эту сцену в комиксе много раз, но до сих пор вижу одно: Джокер свернул себе шею сам, чтобы подставить Бэтмена. Убийства не было. В том и смысл этих образов, что они лучше нас, они не нарушают морального кодекса, несмотря ни на что. Теперь же в погоне за рейтингами, видимо, два важнейших для индустрии образа опорочены. Нельзя восхищаться убийцами, нельзя их боготворить и ставить на пьедестал, иначе мы пожнем урожай таких «героев».

Забавно, что такой исход для комиксов в далёком 1996-м увидели Росс и Уэйд. Kingdome Come предупреждал нас о том, чем закончится это погоня за жестокостью и мрачностью для комиксов. Каждый персонаж Злотого века в Царствии сломлен и вывернут наизнанку. Это не те герои, на которых равнялись и подрожали. Они потеряны и разобщены. А новое поколение олицетворяют концентрированное безразличие к окружающему миру и людям, которых они якобы защищают. Эти образы лишены понятий добра или зла, они изображают лишь жестокость и бездумный экшн. Вот каким видели будущее индустрии авторы в середине 90х. Надо отдать им должное: они не промахнулись.

При этом финал у Царствия хороший. Не для всех, конечно: на полях сражений полегло немало героев и злодеев, но в итоге, пережив Армагеддон, супергерои вернулись к вечным ценностям. Будущий ребенок Кларка и Дианы, как мне кажется, говорит о том, что Алекс и Марк верили в возвращение старых образов в комиксы. Что ж, нам довелось застать эпоху, описанную в Царствии. Будем надеяться, что авторы не ошиблись, и скоро сбудется и их пророчество.

Ю.Гуль

Добавить комментарий