Битвы кончились. Планету больше не терзает пресловутый Красный Король. Халк – тот самый сын Сакаара. Он наконец оставляет месть. Все это время она жгла его душу, но он вдруг обрел нечто иное – любовь. Казалось бы, что может нарушить эту идиллию?
К сожалению, среди бывших сподвижников находятся предатели. На Сакааре происходит катастрофа. Столица гибнет, а вместе с ней миллионы жителей, включая Кайеру – возлюбленную Халка. Не зная истинной причины взрыва, он винит в трагедии Иллюминатов, и старая боль вновь дает о себе знать. А когда человеком движет злость, месть или отчаяние, он не способен рассуждать здраво. Он становится слеп, различая лишь одну причину, которая и породила эти злобу и отчаяние. Здесь, как часто это бывает, причина в финале оказывается ошибочной.
Как вы уже могли догадаться, Халк со своей командой отправляется на Землю, чтобы отомстить Иллюминатам. Он дает 24 часа, чтобы невинные люди могли эвакуироваться, и призывает павших в его глазах друзей к ответу за свои деяния. С каждым номером сюжет превращается в еще более безумную круговерть, и воздух вокруг Манхэттена раскаляется добела. Сюжет раскрывает мысль о том, что каждый из нас может быть как спасителем, так и разрушителем. Вопрос лишь в том, что выбирает сам человек. Персонажи продолжают развиваться, причем итог этого развития порой может шокировать. В финале читателю предстоит решить, кто же и на какой стадии сделал тот самый неверный ход, что по итогу загубил всю партию? Лично я пришел к выводу, что виноват здесь каждый. Кто-то бывал излишне самоуверен, кто-то излишне фанатичен, а кто-то излишне зол. Автор указывает на эти крайности, как будто говоря, что эти три состояния часто приводят к плачевному исходу. До сих пор выглядящий слепым Халк показывает, что с самого начала был намного более человечным, нежели любимчики толпы типа Старка. Ведь он не допускает ни одной смерти, хотя даже я считаю, что они её вполне заслужили. Оказывается, пол города солидарны со мной – действия супергероев повлекли за собой много смертей, искалеченных судеб, многих они оставили вдовами и сиротами. Гражданская Война унесла жизнь Голиафа – друга и соратника Мстителей. Как обществу после этого доверять тем, кто одним ударом может снести здание? Люди боятся. Так что Халк на их фоне выглядит выигрышно, он не учел лишь, что его действия могут повлечь за собой хаос – ведь каждый из нас жесток. Стоит лишь подать повод.
Подкупает в этой истории то, что комикс выставляет в неблагоприятном свете любимчиков публики вроде Старка, Грома, Стренджа и Ричардса. Те, чей статус “героев” неприкосновенен, к каким бы жертвам не приводили их действия. Персонажи и в целом изменяются. Некоторых в конце мы увидим совсем не такими, какими они были во времена гладиаторских боев. Жук, например, из постоянного прячущегося изгоя превращается не просто в воина, а в настоящего фанатика. В какой–то момент он становится чуть ли не основным персонажем истории. Автор выводит его на первый план, тем самым показывая Халку, где же он ошибся на самом деле. Для меня это был самый сильный и неожиданный сюжетный ход. Сам Халк впервые за долгое время раскрывается, как самостоятельный персонаж. На протяжении сюжета ты сопереживаешь ему. Он уже не тот монстр, каким показывают его большинство авторов. Создается ощущение, будто Халк объединился с Баннером, и, соединив сильные стороны каждого, стал героем, во многом превосходящем остальных не только в мощи, но также уме и гуманности. На протяжении двух арок он все больше осознает, сколько разрушений и бед сам может принести, а также то, что все еще нестабилен. Он способен нести ответственность за свои поступки. Он все же человек, а не монстр.
Именно такой посыл доносит до читателя Грэг Пэк. Эта мысль проходит лейтмотивом через обе сюжетные арки серии, написанные этим автором, и я настоятельно рекомендую читать их только вместе, чтобы у вас сложилась полноценная картина.
И давайте о рисунке. История наполнена давно знакомыми нам персонажами. И это не всегда играет на руку создателям, потому что изображение боевых сцен усложняется, и бывает трудно понять, кто кого бьет. Вообще манера Ромиты сильно отличается от того, как работали художники в “Планете Халка”. Это обосновано тем, что сменяется место действия. С погибающего и полуразрушенного Сакаара нас переносят в огромный процветающий Нью-Йорк. Изображение этого требует иного подхода к работе со светотенью, и, конечно, более ярких красок. В предыдущей арке визуальная составляющая была более детализирована и чисто эстетически была мне больше по душе. Но это мелочи. Вообще, Ромита достаточно специфический художник, и не каждому его работа придется по вкусу. Мне он нравится прежде всего тем, что способен передать атмосферу, нужную конкретному комиксу, как было, например, с “Мордобоем”.
В целом мы получили достаточно интересное продолжение сюжетной арки о похождениях Халка на планете Сакаар. Не скажу, что “Мировой войне” удалось повторить её успех, но создатели достойно завершили одну из самых динамичных и при этом не лишенных глубокой смысловой нагрузки историй. Идеально было бы, чтобы вышел омнибус, включающий в себя оба сюжета и путеводитель по планете Сакаар, где описывается история, фауна и особенности погибшей планеты. Эх, мечты.