“Округ Хэрроу” К.Банн

С Калленом Банном я познакомился благодаря комиксу «Дэдпул уничтожает вселенную Marvel», и знакомство у нас не задалось. Так что за чтение «Округа» я брался с грузом скепсиса на плечах. Но груз этот таял с каждой новой страницей. Как я пару раз отмечал, у меня есть привычка заканчивать чтение или просмотр чего-либо, если меня устроил финал – Правило «Клиники» – потому «Округ Хэрроу» я закончил читать на восьмом номере, чтобы не дать возможности Банну испортить хорошее впечатление, что он умеет.

Об этих двух арках, шов между которыми еле заметен, и поговорим.

Здесь у нас история американской глубинки, где лет двадцать назад местные убили ведьму. Не просто убили, а для надёжности застрелили, забили, зарезали, а под финал повесили и сожгли. Типичный вечер вторника для восточного побережья. Охота на ведьм тут стародавняя традиция еще с 17 века, когда, например, в Салеме казнили 20 человек, а еще 200 отправили в тюрьму за колдовство. Ну вы знаете, эти американцы.

Как водится в подобных ситуациях, ведьма пообещала вернуться и всем отомстить. Она и возвращается довольно необычным способом, а с нею в книгу врываются загадки, тайны, лесные духи и мертвый мальчик без кожи. Я не вдаюсь в подробности, потому что рассказывать что-либо дальше завязки – жуткое преступление против неписанного кодекса рецензентов. Спойлеры. За такое меня поймает тайный орден критиков, а потом застрелят, забьют, зарежут, а под конец повесят и сожгут. Ну вы знаете, эти критики.

Так что деталей сюжета вы от меня не услышите, что не мешает мне его похвалить. Каллен создал историю, которая, подобно китайской шкатулке, прячет секрет внутри секрета. Страница за страницей история обрастает новыми деталями, а иногда и вовсе всё переворачивается с ног на голову. При этом автор держит прекрасный ровный ритм, потому история воспринимается цельно, без скачков, и это при том, что резких сюжетных поворотов в комиксе хватает. А бонусом к основной истории каждый номер заканчивается небольшой городской страшилкой, правда, не очень страшной.

Южная готика –первое, что пришло мне на ум во время чтения. Это направление в литературе, появившееся в первой половине XX века. Смесь классического готического романа с антуражем и темами юга Америки. «Но округ Хэрроу раскинулся явно не среди болот Флориды» – может заметить внимательный читатель. Да, во-первых, понятно, что это не юг, а скорее восточное побережье с его традициями охоты на ведьм. Во-вторых, нет многих присущих жанру черт вроде тем расизма, нищеты и насилия, но всё-таки эта оторванность от внешнего мира, закрытое сообщество, тема религии и мистики вкупе с общей мрачной атмосферой очень напоминают южную готику.

Второе, что пришло на ум – рассказ Г.Лавкрафта «Ужас Данвича». По ощущениям Данвич лежит в соседнем округе, а до Аркхема не больше полдня пути. Так и просится сюда доктор Армитейдж, чтобы разобраться в этой запутанной истории со знанием дела. Увы, я не умею читать С.Кинга, потому могу лишь подозревать, что его книги всплыли бы третьими в моей памяти при чтении «Округа Хэрроу».

И я неспроста вспомнил о литературе. Комикс изначально был повестью, которую Каллен разместил на своём сайте. Читатели встретили ее хорошо, и позже она превратилась в рисованную историю. Следы этой трансформации обильно раскиданы по страницам комикса. Авторских слов тут настолько много, что можно собрать небольшой рассказ. И это вечная проблема при адаптации литературного произведения – трудно обойтись без закадрового текста. С другой стороны, можно считать это и некой авторской ленью: он не изменил историю так, чтобы большая часть информации подавалась визуально вместо вездесущего нарратива, а просто урезал текст и обильно его проиллюстрировал.

Я бы засчитал за такой подход «Округу» минус, но меня беззастенчиво подкупили. Акварель. Моя горячо любимая акварель всюду. Рисунок грубоват и напомнил мне работу Лемира в его совместном проекте с С.Снайдером – «A.D. After Death». Хотя там всё куда запущенней. В «Округе» прекрасные фоны, отличная работа с цветом, а вот с людьми творится что-то странное: детализация их прорисовки может очень резко меняться. Чаще всего чем ближе человек, тем четче рисунок. Есть в этом изюминка: создание ощущения пространства, но всё-таки подчас лица становятся чересчур схематичными. В целом же рисунок приятен и, на мой взгляд, отлично передает атмосферу истории.

Думаю, важным вопросом для комикса такого жанра будет: «Напугал ли он меня?». Нет. И как мне кажется, нынешнего читателя практически невозможно напугать. Мы пресыщены страхами самого разного рода, нам показали все ужасы, на какие способна человеческая фантазия. Да и в сравнении с кинематографом комиксы и литература сильно проигрывают в инструментарии. Потому им остается лишь мистика и тайна, которые при нужной атмосфере, например, когда дома темно, тихо и никого больше нет, могут сработать. При таком подходе, победой можно считать, если после прочтения человек еще какое-то время прислушивается к шорохам в квартире и не высовывает ногу из-под одеяла. После «Округа» я спокойно спал бы и без одеяла, но как мне кажется, Банн и не хотел никого пугать. Это больше похоже на сказку. Не на эти современные махровые и беззубые истории о розовых зайчатках, а на старинные, где обязательно злодея четвертуют, а финал часто совсем не радужный. И мораль этой сказки – пожалуй, будь собой. Только ты решаешь быть ли тебе монстром или же героем.

В целом история несет идею, что не стоит обольщаться: наплевав на всю нашу учёность и образованность, где-то поблизости может затаиться нечто древнее и выходящее за рамки нашего понимания. Чудесное и таинственное рядом, и не стоит об этом забывать.

Ю.Гуль