Все мы знаем историю Людей Икс. Это своеобразное отражение реальной жизни, раскрывающее проблему дискриминации определённых групп людей на примере мутантов как новой ветви эволюции – Homo Superior, проблему радикальной борьбы унижаемых меньшинств с давлением извне на примере Братства, возглавляемого Магнето, и этот список можно продолжать достаточно долго. Идеи, раскрывающиеся в этой серии, многочисленны, за это я и люблю Людей Икс. Но Майк Кэри в своем сюжете решил сделать упор на последствиях безотцовщины и классическом конфликте поколений. И это не шутка.
Крутой пресс-релиз от издательства и синопсис, который не оценил бы лишь Мэтт Мердок, и то лишь потому, что он не написан шрифтом Брайля, сделали сей комикс очень привлекательным. Я недолго думал перед покупкой, но потом был действительно разочарован, ведь за приятной глянцевой обложкой с матовыми вставками, эффектным и стильным артом на форзаце и великолепным рисунком Сальвадора Ларрока, оказалась история, читать которую становится неинтересно с появлением главного злодея, то есть уже в самом начале.
Плод воображения Майка Кэри является прямым продолжением кроссовера «Битва Атома» и нескольких томов Людей Икс, за выпуск которых отвечает Jellyfish Jam. Так что настоятельно рекомендую вам предварительно прочесть их, чтобы разобраться в этой истории. При первом прочтении мне было сложно понять происходящее без знакомства с предысторией, так как в данной новелле линейки OGN связь с серией намного теснее, чем, например, в “Делах Семейных” Марка Уэйда.
Зверь перед событиями Битвы Атома переместил в наше время оригинальную пятерку героев, первый состав Людей икс. Не удивляйтесь, увидев здесь, например, его молодую версию. Это событие в будущем стало причиной противостояния мутантов из разных временных отрезков. Конечно, Бендис оставил в финале надежду на светлое будущее, и вроде все должно быть неплохо. Но никто не предвидел, что на школу однажды упадет самолет… совершенно пустой самолет. Да, кто – то просто взял и вычеркнул людей из истории! Земля без людей – это достаточно интересный мысленный эксперимент, обнажающий проблемы мутантов. Воцарился ли мир на планете без людей, которых большинство мутантов считали главной угрозой? И тут я подумал, мол, Вау! Почему никто раньше до этого не додумался? Еще никто из авторов не стирал абсолютно всех людей с лица земли всего за пару секунд! Но этим Вау, в принципе ограничивается мое хорошее мнение о сюжете. Ведь из всех представленных на страницах “Битвы Атома” членов Братства Мутантов из будущего, на место главного антагониста Кэри выбрал непутевого сына Росомахи и Мистик – Рейза. Он пользуется поддержкой матери, которая даже не уверена, являются ли они родственниками. Ее сын куда менее идейный персонаж, чем Магнето, но и он умудряется найти себе союзников из множества параллельных миров.
На момент написания рецензии я уже знал, о чем эта история. Перечитывая ее, я до последнего надеялся увидеть сюжет в лучших традициях Лоэба, когда настоящий злодей появится ближе к концу и будет чертовки эффектен. Но здесь этого, увы, не произошло. Рейз жалок, он терпит унижение от Росомахи на глазах всей команды, и я не могу понять, исходя из какой логики это так называемое «Братство» вообще идет в бой за его “идеалы”. Как может создать Республику Мутантов существо, не способное даже постоять за себя? Где твоя честь, Рейз? Даже эгоизм персонажа настолько наигран, что Станиславский, будь он в здравом уме и трезвой памяти, кричал бы: «Не Верю!»
С другой стороны, автор заставляет меня искренне ненавидеть плод любви Логана и Мистик, видимо, уже постаревших и забывших волшебное слово «контрацепция». Главную ошибку в мотивации Рейза автор и сам подчеркивает словами Магнето о том, что движет Рейзом не столько желание создать свободную республику для мутантов, сколько склонить Людей Икс к бойне, мстя отцу. Только не понятно, за что? За то, что он помог ему появиться на свет, что ли?
Вообще много героев вызывают нарекания. Ведь главная проблема всей серии о Людях Икс в огромном количестве персонажей, из–за чего часто теряется пресловутая повествовательная нить Ариадны. Радует здесь только Зверь. Хэнк, как обычно, спокоен, рассудителен, у него всегда есть план, даже, когда плана нет. Огорчает и то, что неплохо раскрытая Бендисом в «Битве Атома» Китти Прайд, на тот момент уже профессор и наставник оригинальной команды из прошлого, в «Конце Человечества» никак себя не проявляет. У нее тут всего пара реплик. Зато опять появляются мутанты из параллельных миров, Ртуть с Алой Ведьмой, например. И они же практически ничего не делают! Зачем добавлять их в повествование? Чтобы спасти маленькую мутантку – шпиона? Китти, на мой взгляд, смотрелась бы тут намного эффектней. И вообще, персонажи на протяжении всего сюжета никак не эволюционируют. Автор заканчивает тем же, с чего он и начал, в итоге все остается на своих местах. Происходящее никак не меняет героев и не заставляет их объединиться после произошедшего катаклизма.
Само действие достаточно динамично, но одно событие слишком быстро сменяется другим, что создает ощущение спешки и еще сильнее усложняет попытки понять, кто есть кто в этом сборище мутантов всех мастей. Решения принимаются слишком резко, так же резко заканчиваются и сами ситуации, в которые попадают мутанты. Они уже привыкли к этому, но читатель, к сожалению, нет.
Кэри пытается разбавить повествование о тяжелой судьбе целого биологического вида третьесортными шутками, даже попытки договориться с Дормамму бесспорно гениальны на фоне этих попыток удачно пошутить. За все прочтение посмеялся я раза 3. Спасибо, Хэнк!
Перейдем к рисунку. С художником я познакомился случайно, однажды наткнувшись на кроссовер Карателя и Эминема (представьте себе, такое тоже есть), пожалуй, это единственная вещь, которую я считаю хуже рецензируемой. Так вот, тогда рисунок мне не понравился, сейчас же, полистав комикс, я нашел манеру художника интересной. Но стиль того Сальвадора и Сальвадора, рисовавшего Людей Икс и Железного Человека, совершенно разные, на мой взгляд. Герои нарисованы очень стильно, дизайн костюма Циклопа во многом повлиял на мое решение купить книгу. Но в комиксе при небольшом количестве страниц и книжном формате, достаточно много разворотов и панелей, переходящих с одной страницы на другую. Битва Атома тоже изобилует такими вещами, но ее я читал в электронном варианте, и этих недостатков заметно не было. В напечатанном же варианте это выглядит ужасно. Особенно на разворотах, где часть рисунка теряется в складке между страниц. Правда, не знаю, кого тут стоит ругать – художника, редактора, верстальщика или вообще издательство, но технология производства явно несовершенна – страницы сшиты очень халтурно, это еще больше усложняет восприятие и без того неудачно выстроенной раскадровки.
При всем мастерстве художника, он не способен грамотно передавать ощущения движения, необходимые в боевых сценах, которыми изобилует истории о мутантах. В местах, где вспомогательные линии помогли бы передать динамичность сцены, художник их не изображает, что создает эффект статичности, как будто кто – то остановил время, и мутанты, застыли в воздухе.
Правда, есть и плюсы, но тут уже спасибо колористу. Комикс очень красочный, яркий и привлекательный, его приятно полистать в магазине, а потом не купить, посмотрев несколько текстовых баллонов. Не знаю, как кому, а мне вот не нравится, когда абсолютно все реплики написаны одним шрифтом, как будто герои не имеют индивидуальности. Откройте хотя бы “Смерть Семьи” Скотта Снайдера: реплики Джокера меня пугают уже благодаря этому безумному шрифту! В «Конце Человечества» тоже можно было бы выделить отдельным шрифтом реплики Рейза, например, потому что он самый трусливый, хоть и кажется таким брутальным и уверенным в своих силах. Ну, или потому что его внешность самая необычная. Кроме него есть только толстяк, скелет и внутренности которого просвечивают сквозь кожу, но реплик Кэри этому парню не дал.
Так что в итоге? У нас есть отличная оболочка: привлекательная обложка, хороший рисунок, неплохая структура и знакомые с детства образы. Можно даже разглядеть зачатки цели, которую преследует автор – ведь мы и правда не ценим мир, в котором живем. А мутанты и без людей найдут причину подраться. Но из-за отсутствия грамотного сценария, проработанных персонажей, интересных сюжетных поворотов у меня не возникает страха за наше будущее, желания выбрасывать мусор только в урну и не становиться наркоторговцем. В пометке на обратной стороне книги написано, что Кэри успешный сценарист, и, возможно, стоит познакомится с его предыдущими работами, например, с “Люцифером”, но в «Конце Человечества» автор со своей задачей, увы, не справился.
Таково моё мнение. Напоследок скажу, что в любом случае в первую очередь нужно всегда полагаться лишь на свое мнение. Берите книгу, читайте, и вполне возможно, вы посчитаете “Конец Человечества” шедевром.