“Человек-муравей: Второй шанс” Н.Спенсер

Что мы знаем о Скотте Лэнге? Бывший преступник. Не лучший муж и отец. Украл старый костюм Хэнка Пима. Сделал доброе дело. Получил экипировку в подарок на Рождество и с подачи её бывшего носителя стал супергероем. Он проваливает очередной испытательный срок на новой работе, переезжает в солнечный Майами, живет в игрушечном домике на крыше дома настоящего, и строит мечты о собственном малом бизнесе. Вот и вся завязка.

Перед автором – не паханная целина. И то, как Спенсер подает эту историю, с первого номера подарило мне уверенность в её успехе. Комикс читается легко. Сценарист создает вокруг главного героя атмосферу беспечности, подкрепляет все это отборным юмором, при этом хорошо прорабатывает мотивацию Скотта – ему нужно обеспечить дочь и доказать бывшей девушке, что не такой уж он и неудачник.

Во время чтения я будто вернулся в детство. С таким же интересом я читал столь желанные и редкие комиксы о Человеке-пауке от ИДК. “Второй шанс” – это история, которая действительно удерживает внимание читателей. Для этого автор использует интересные приемы. Например, размещает цепляющее событие на последнюю панель страницы, как это традиционно делают в конце каждого номера. Но расположение нежданчика в середине, на мой взгляд, очень необычно и хорошо поддевает читателя, мотивируя читать дальше.

С самого начала упор делается на юмористическую составляющую сюжета. Комично уже то, что весь комикс персонажи в костюмах животных свободно разгуливают по городу, а Скотт еще и не боится называть каждому встречному свое настоящее имя. Удивительно, что после этого в очередной раз какой-то безумный ученый похищает близкого ему человека. Присутствует также самоирония на тему бесполезности способностей Человека-муравья. Со стороны напоминает монолог Джимми Карра об использовании образов супергероев в ролевых играх, только без упоминания сексуальных девиаций. Юмор в сопровождении пары стоящих отсылок к поп-культуре делает эту историю легкой, оригинальной и запоминающейся.

Правда, не обошлось без конфузов. Неудачных шуток я вроде не увидел, но достаточно недотянутых. А еще тут много курьезов, когда герой уверен в чем-то на 250%, но его достаточно аргументированно переубеждают, раскрыв страшную истину. Например, что некий злодей на самом деле не архивраг Скотта, и вообще считает его всего лишь занозой в заднице, что обескураживает нашего протагониста. Это на самом деле смешно. Но в комиксе это работает не так хорошо, как, например, в кино, где соответствующий эффект создается при помощи фоновой музыки и более живых эмоций актеров в реальном времени. И, если совсем честно, то концентрация шуточек о том, как же плохо быть человеком со способностью к изменению размера, превысила допустимый максимум уже в первом номере. Благо дальше сценарист попридержал коней и стал употреблять их только там, где нужно.

Теперь о совсем грустном.
Сюжет довольно прост и прямолинеен. И это в конечном счете становится проблемой. Автор как будто пускает всё на самотек. С одной стороны, он следует логике, с другой стороны, устраивает на страницах комикса клишированное и скучное действо. Все портит появление главного злодея. А потом появление другого главного злодея. Да, я так и не понял, кто из злодеев главнее. Но оба они – стандартные и чересчур “комиксные”. Они никак не вписываются в повествование, при этом ломая атмосферу, заданную первыми номерами. С самого начала это была история с претензией на реалистичность, но появление злодеев с их типичными целями уничтожает то, что мне так понравилось в начале. Весь шарм испаряется в геометрической прогрессии. При этом история остается легкой и смешной, временами даже кажется, что неурядицы миновали, и дальше все вернется на круги своя. Но на деле это лишь следующий поворот не туда. Все плюсы первых номеров можно смело перечеркнуть. Со стороны вся эта история выглядит как попытка сделать из хорошего юмористического комикса комикс серьёзный. Всего лишь попытка. Огорчает, что Спенсер так халатно обошелся с этим колоритным и необычным супергероем.

Сам Скотт Лэнг должен был превратиться из недотепы и пустослова в настоящего героя и примерного отца. В конце он перед нами таким и предстает, но исключительно благодаря обману. Сам он понимает, что так и не стал таким, каким теперь его видят окружающие. Он остался беспечным. Как Тони Старк, только маленький. Очень жаль, но 3-2 не в пользу Спенсера.

При этом нарисован комикс неплохо. Очень порадовали приятные и стильные обложки. Когда начал читать, почти не обращал внимания на визуальный ряд, слишком уж увлекла меня история. Затем интерес стал сходить на нет, и я, наконец, присмотрелся к рисунку повнимательнее. На мой взгляд, ничего особенного. Обычный для марвеловских серий рисунок. Ни в коем случае не плохой. Ничего лишнего, все к месту и по делу. Достаточно прорисованные фоны, немного упрощенные лица, фигуры персонажей. Я привык к этому с детства. Меня устроило здесь все, кроме, разве что, лично мне неприятного дизайна костюма главного героя, да застывших в воздухе пуль, при условии, что никто не останавливал время. Кстати, процесс уменьшения тут нарисован классно. Он напомнил мне изображение этого действия в одноименном фильме. Розанас со своей задачей справился, чего не скажу о сценаристе.

Идея хорошая. Автор выразил ее в словах Скотта: “Тебе дают второй шанс, и ты делаешь то же самое для других людей”. Интересная интерпретация золотого правила нравственности, которое вполне могло быть отличным лейтмотивом арки. Только вот самому Лэнгу за весь комикс дают столько шансов все исправить, что после не очень верится в искренность сказанного. Изначально хорошая идея в руках Спенсера стала попыткой выехать на успехе фильма о персонаже, второсортным продуктом, и без того часто появляющимся у большой двойки. Безусловно, я заинтересовался Человеком-муравьем как персонажем, и, чтобы не портить впечатление, советую читать только первые 2-3 номера. Чувствуете напряжение? Остановитесь. Любителям хорошего юмора и остальным, по мнению взрослых, прожигающим жизнь за разглядыванием бессмысленных детских книжек, этого будет вполне достаточно.

А.Соловьёв