Что есть реальность и насколько мы ею управляем? Так получилось, что наличие интеллекта подарило многим людям и даже культурам уверенность, что с помощью этого хитрого инструмента можно подчинить себе мир, в котором довелось обитать. Можно попробовать. Удачно, что под рукой всегда есть как минимум одна вселенная, готовая меняться под воздействием вашей воли. Широкое поле для экспериментов. Но некоторым этого мало, и они создают отдельную реальность для опытов. Например, в книге.
Именно так поступил фантаст Филип К. Дик, о комикс-адаптации книги которого мы и поговорим. В качестве субъекта Филип взял привычного уже ему андроида – электромуравья. Объектом же станет восприятие реальности.
Сюжет комикса начинается без всяких предысторий. Некий Гарсон Пул просыпается в больничной койке без руки. Случилась авария, Гарсон выжил, но потерял конечность. Доктора лечить его отказываются, потому что роботов они не лечат, а направляют к механикам. Это немного удивило Гарсона, ведь до этого он не обращал внимания на то, что он андроид. Немудрено, что подобное открытие вызывало у него кучу вопросов, как о собственном строении, так и о заложенной в него программе. В своих изысканиях он натыкается не некую перфоленту, которая очень медленно проходит через какое-то устройство в его груди. С этого момента и начинается эксперимент с реальностью.
Как видите, в сюжете урезали всё лишнее. Никаких деталей, флешбеков, никакой толком истории персонажа. Нам дают группу персонажей и кратко обозначают отношения между ними. На лицо минус – мало того, что автор выдаёт мизерное количество информации, так еще и подает ее через текст, не пытаясь проиллюстрировать, чтобы читатель убедился в правдивости слов автора на деле. Но я считаю, что в данном случае это оправданно. Автор не ставит перед собой целью рассказать нам историю. Каждый персонаж здесь лишь часть эксперимента, что-то вроде инструмента. При чтении создается ощущение, что ты наблюдаешь за стеклянным аквариумом и ждёшь, что же получится.
О чем же этот эксперимент? А вот это интересно. Гарсон выясняет, что перфолента в его груди и есть его программа, причем она строго определяет его местоположение в пространстве и особенности восприятия. Кто бы не хотел поэкспериментировать в данных обстоятельствах? Вот и Гарсон в первую очередь заставил ленту остановиться, а с нею остановилось и само время вокруг него, что лично меня озадачило, ведь я не допускаю, что сознание человека способно влиять на объективную реальность. С другой стороны, всегда есть старый добрый солипсизм.
Далее каждый новый эксперимент становился смелее и опаснее. С одной стороны, Гарсон не мог знать, к чему всё это приведёт, с другой, ему грозило отключение и чистка памяти – так поступают с электромуравьями, которые начали слишком много думать.
Это интересный подход – взять за основу не человека, а робота, чтобы иметь возможность максимально конкретно показать систему восприятия мира. В данном случае – коробку с перфолентой. Далее же автор поднимает немало вопросов. Лично я задумался в моменте, где герои обсуждают понятие счастья, кто из них был прав. Ведь все мы знаем высказывание о том, что счастье – это найти свое предназначение и свое место в этом мире. В случае человека это звучит поэтично, а в случае электромуравья это звучит как: счастье – это точно следовать заложенной в тебе программе. В этой интерпретации я ощущаю абсолютную несвободу. И возникает резонный вопрос: «Счастье ли это тогда?».
И всё же, куда интереснее последний эксперимент Гарсона – он полностью убрал все отверстия в перфоленте, а по сюжету комикса это значит, что он лишится всех каналов восприятия реальности. Это любопытно, ведь по сути автор создает состояние суперпозиции для разума. Помните Кота Шрёдингера, умирающего и не умирающего в коробке? А теперь представьте, что и кот не может наблюдать за происходящим в ящике, да еще и вы – этот кот. На что способен разум без наблюдателя? Ведь наличие наблюдателя влияет даже на поведение электрона, а тут нечто, способное осознавать себя, лишается всякого наблюдателя. Потрясающая идея.
По мнению Филипа, разум в состоянии суперпозиции сливается с реальностью, видит всё происходящее, причем пропуская через себя. Лично мне это напомнило старика Доктора Манхэттена. Ну и конечно, вспомнилось понятие нирваны. Ведь все эти йоги и монахи в позах лотоса как раз пытаются лишиться всех каналов восприятия. По сути, автор комикса пытался описать нирвану с той стороны границы.
Ну и какой рассказ о комиксе без описания рисунка. Рисунок качественный. Особенно мне нравятся все эти сцены реальности, распадающейся на лоскуты. Есть претензия к работе колориста. Все покрашено очень грубо, цвета часто выбираются не особо удачно, да еще и стиль покраски меняется от номера к номеру, что лично мне очень не по душе. Но в целом вышло очень даже неплохо.
Это не комикс, это мысленный эксперимент, оформленный как художественное произведение. Это набор вопросов для размышлений, завернутый в сюжет и рисунок. Я бы назвал его коаном – загадкой без ответа, которые используют монахи дзен. Лучше всего это видно по открытому финалу, который каждый может понять по-своему. Не думаю, что ответ к этому коану знал сам автор. Он лишь задал вопрос. И очень может быть, тот, кто поймёт всё верно, откроет для себя нечто очень важное о реальности, в которой обитает.