“Своими глазами” К.Накадзава

Вторую мировую войну проходят в школе. Заваливают детей цифрами потерь, объясняют последовательность событий, проводят обязательные встречи с ветеранами по праздникам. Это попытка показать что война – плохо. И дети зубрят цифры, даты, последовательность наступательных операций, не задумываясь что за всем этим стоит. А после в пабах сладкоголосый активист будет кричать про заговоры, врагов внутри страны и за ее пределами, смущая народ и требуя крови. Как показывает та же история, молодые и горячие возьмут в руки оружие, сядут в танки, встанут строем на палубах – потому что там враги. Остается надеяться на тех, кто прочтет “Своими глазами” или посмотрит “Список Шиндлера”, а после вломит активисту по первое число.

Эта книга – автобиография. Кэйдзи Накадзава останавливается на основных вехах своей жизни, дав понять что привело к “Босоногому Гэну” и “Жертвам черного дождя”. Поверьте, у автора есть парочка историй, которые заставят ужаснуться. Центральное место занимает конечно же ядерная бомба, сброшенная на Хиросиму. Читать об этом со слов очевидца, более того, ребенка, как открывать дверь в то время. Война сильно подкосила людей и без оружия массового поражения. Голод, постоянный страх авианалетов, банальная нехватка предметов первой необходимости. При этом семья Накадзава многодетная и ртов прокормить нужно много.

Потом случается страшное. Взрыв занимает две панели. Остальное – последствия. Мучения людей, страшные увечья, сгорающие заживо под завалами – только верхушка айсберга. Дети выкапывают кости родителей для захоронения, а присланные разбирать завалы военные умирают от облучения. Это те самые миллионы погибших, о которых пишут в учебниках. Вблизи статистика превращается в суровую реальность и сломанные судьбы.

Даже позитивные моменты, вроде встающей на ноги семьи поданы с толикой грусти. Все не просто, никто не свят. Судя по дополнительным материалам “Своими глазами” работа выдержанная, более взвешенная. Нет политического подтекста, проклятия на головы американцев упоминаются лишь раз, а общий посыл скорее “не допустить повторения”, а не “найти виновных и отомстить”.

Рисунок обычный для Кэйдзи Накадзавы. Старая школа. Но в данном случае выражу крамольную мысль – он здесь мог быть практически любым. Это не более чем средство донести мысль и показать события тех времен. Никого не собирались удивлять прорисовкой – только факты и ничего кроме фактов. Чтобы боялись и помнили.

Можно долго спорить об исторической подоплеке того взрыва, средствах, оправдывающих цель и за кого сражалась Япония в той войне. Можно заметить, мол автор повторяется и сколько можно мусолить тему, но оглянитесь – на этой планете мир еще не наступил, а значит либо не все прочли, либо не до всех дошло. У Ремарка есть “Возвращение”, затрагивающее период между первой и второй мировой в Германии. Книга более взрослая, там ужас ситуации передан не так явно, но есть над чем подумать. Например о том, как людям некуда было идти, кроме как обратно в армию. Подумать только – вернувшиеся с фронта, потерявшие товарищей снова идут служить. Это еще одна грань войны. Так ее нужно изучать. На фронте сражаются не солдаты, а, в первую очередь, люди. Хороших книг и фильмов о том времени будет достаточно лишь тогда, когда в мире не останется ни одной горячей точки. Очевидцы уйдут, но написанное на бумаге слово останется.

Ю.Гламаздо