Что ж, на своём веку я повидал немало комиксов, на обложке которых красовалось имя Стивена Кинга, но только в одном из них Кинг собственноручно написал сценарий. Хотя это тоже уловка, потому что в написании сюжета Стивен участвовал только в первых пяти выпусках, дальше всё тянул Скотт Снайдер в одиночку.
Тему они выбрали непростую. Вампиры. За последние полтора века о вампирах столько написано, нарисовано и снято, что диву даешься, когда очередной автор идет в эти непроходимые дебри ветвистых штампов и заросли провальных решений. Но цель у Скота и Стивена была амбициозной – вернуть чудищам их грозность и опасность.
Я полностью поддерживаю такое решение. Будем честны, в последние годы есть тенденция, которая лично меня немного пугает. Люди все больше обожают злодеев в художественных произведениях. Они становятся всё более привлекательными, а подчас дело их вообще выставляют правым. Пусть я буду звучать, как закоренелый моралист и ретроград, но вор должен сидеть в тюрьме злодей должен выглядеть непривлекательно. Помню в годы моей молодости монахам, иллюстрировавшим средневековые манускрипты запрещалось изображать чудищ и демонов красиво. Они должны были выглядеть глуповато и смешно. Если вы откроете свой экземпляр Библии года так 1364го, то обязательно увидите пару иллюстраций, доказывающих мое высказывание. И хоть теперь отношения мои с церковью куда напряженнее, но конкретно эту идея я поддерживаю обеими руками. Создавая все больше антагонистов, которым хотят подражать, мы идем по скользкой дорожке, когда нормы морали будут размываться с каждым годом, пока мы не потеряем понятие где верх, а где низ.
Стивен и Скотт решили выступить против этой пагубной тенденции в одной конкретной теме. Они решили создать вампира, который бы вызывал отвращение, жалость и ни одной положительной эмоции. Ведь вампиры пострадали от смены концепций чуть ли не больше всех. От коварного Дракулы Стокера и отвратительного Дракулы Мурнау мы пришли к блестящим вампирам Майер и страдающим, аки девочки пубертатного периода, старики из «Дневников Вампира».
Так что встречайте, первый представитель американской ветви вампиризма – Скиннер Свит. В прошлом один из последних грабителей банков на диком западе. По чистой случайности, в момент смерти он получил каплю вампирской крови и стал чем-то большим, чем еще один труп у дороги. А дальше нас ждут пять томов его приключений.
Хотя я лукавлю. Скиннер на самом деле не главный герой. Скотт использовал для комикса структуру «Песочного человека» Геймана. Свит будет всего лишь связующим звеном между эпохами и десятком самых разных персонажей, попадая на страницы чисто эпизодически, а внимание читателя всегда сосредоточено на персонажах, лишь косвенно с ним связанных. Конечно, больше всего историй о протеже Скиннера – вторым американским вампиром – Перл. Из-за трансформации, без которой она бы не выжила, ей предстоит целая череда всевозможных приключений.
Признаюсь, я читал «Вампира» по ходу выпуска переведенных томов, и после второго я решил бросить серию, потому что она не выдавала ничего интересного. У нас к тому времени была история появления первого американского вампира и несколько сюжетов, связанных с ним. Во всех он показывал себя отвратительными, мелочным и мстительным человеком. Да, авторы добились своей цели, создав абсолютное зло, но тут кроется слабость образа: это по сути худший вариант картонного злодея. Он плоский, потому что злой во всем, и в каждом следующей истории, я знал, что все кончится плохо для всех – и для его врагов, и для его союзников. Но в итоге я все-таки продолжил чтение и не пожалел.
При чтении произведения жанра, заезженного сотнями авторов, всегда появляется вопрос – а добавлено ли что-то новое? И Скотт меня порадовал. Мало того, что к третьему и четвертому томам Свит обретает человеческие черты, и вся его злобность оказывается некой ширмой, скрывающей его чувства, так Скотт создает целую эволюционную ветвь вампиров, где у каждого вида есть свои особенности и слабости. И вместо того, чтобы воевать с людьми, они устраивают охоту друг на друга. Геноцид о котором никто не знает. Может, я мало видел фильмов о вампирах, но настолько разветвленной и разнообразной спецификации вампиров я не помню. Снайдер взял легенды разных народов о кровососах и создал из них отдельный мир. Ведь если вы когда-нибудь интересовались этим – у каждого народа есть свои виды упырей, а у них свои слабости и свои особенности.
Помимо этого, Скотт использовал концепцию «Форреста Гампа» и показал историю родной страны, используя своего персонажа. Через Скиннера мы увидим и времена дикого запада, и ревущие двадцатые, и строительство дамбы Гувера, знакомой многим по серии игр Fallout,и вторую мировую, и бриолиновые пятидесятые.
Но несмотря на эти плюсы, не обошлось и без штампов. Во-первых, мой вечный вопрос: почему авторы так любят связывать фашистов с вампирами? Из самых известных случаев – Хеллбой и манга Хеллсинг. Вот и у Скотта нацисты создавали подразделения из вампиров. Во-вторых, какая вселенная кровососов без древнего ордена охотников на них? По мне это вечный штамп любого сюжета, где есть люди со способностями превышающими человеческие. Там всегда есть организация которая на них охотится с давних времён. Вспомните хотя бы фильм «Телепорт» или комикс «Секс преступники». Но наверное в такой теме всё-таки трудно без штампов обойтись. В целом у меня не было ощущения, что я читаю нечто давно знакомое, а это главное.
Что касается рисунка, то за него в основном отвечал Альбукерке. Что ж, вышло приятно. Хотя есть у него особенность, которая меня немного раздражающая – штриховка на носу. Он не забывал о ней даже в самых мелких панелях, из-за чего казалось, что на носу какая-то сажа. Плюс частенько он ленился рисовать фоны, что лучше всего видно во втором томе, где на многих панелях персонажи разговаривают на фоне сменяющего цвет сплошного полотна. В остальном я придраться не могу. Работа с цветом и графикой выполнена добротно, а уж сцена появления Скиннера из собственного гроба просто завораживает.
В итоге у нас получился интересный комикс с прекрасным рисунком о вампирах, немного расширяющий эту избитую тему. Для мира упырей это произведение космополитично, потому что из-за Брэма Стокера лидерство в жанре захватили карпатские вампиры, а Снайдер дал шанс покрасоваться вампирам со всех уголков Земли. Думаю всем любителям жанра стоит присмотреться к этой серии, но читать стоит всё целиком иначе разочаруетесь после первых нескольких историй, как я.