«Вѣдьмы» С.Снайдер

Меня всегда интересовала тема страха в комиксах. Как можно заставить человека бояться, когда у тебя из инструментов только рисунок и слово? Не получив внятного ответа от «Округа Хэрроу», я решил не менять темы и взялся за «Вѣдьм» С.Снайдера.

Начало истории банальнее некуда – семья переезжает в новый город, сбежав от проблем прошлого. Треть фильмов ужасов начинаются примерно так. Но есть всё-таки отличие: обычно автор вываливает все подробности скопом и сразу, будто стараясь разобраться с этим поскорее, чтобы перейти к основному сюжету, а Скотт выдает детали истории маленькими порциями, от чего чтение превращается в путешествие по хлебным крошкам, в конце которого все кусочки наконец складываются в общую картину. Постепенно мы узнаем, что сбежала семья Рукс от подозрений в том, что дочь – Сэйлор – как-то замешана в исчезновении девушки, которая её задирала. Если верить девочке, то обидчицу просто поглотило дерево. Тело так и не нашли, зато тело нашло Сэйлор. А вот дальше начинается борьба за жизнь.

Чем же пугает комикс, если сюжет на первый взгляд банален? Как по мне, Скотт начинает свое грязное дело уже с пролога. Жуткая сцена, где сын хладнокровно смотрит на смерть матери, потому что закон гласит: «Залог есть залог». Одна эта сцена напрягла меня, но дальше больше и автор строит медленно раскрывающийся сюжет на недосказанности и нагнетании атмосферы. В итоге разум читателя сам дорисовывает ужасы, о которых молчит автор.

Пугает и визуальная часть. Работа художника тут на высоте. Пусть рисунок вышел грубоватым и немного неаккуратным, но это никак не портит общего впечатления. Куда важнее подход к сценам, которые должны пугать. Сразу видна смена палитры с теплых оттенков желтого на темный и холодный фиолетовый. Панели сразу встают под углом, что также не спроста. Расположение кадра под углом часто использовалось в нуарных фильмах, для создания напряженности и ощущения, что персонаж потерял душевное равновесие. Такой прием называется «голландский угол», и сознательно или нет, но Джок пользуется им мастерски. Дополняют эту картину брызги краски поверх всех слоев, что лично у меня создавало ощущение нервного напряжения.

Но разве хватит тайны и напряженного рисунка, чтобы напугать? Нет. Скотт спрятал всё важное под этой оболочкой. Тут есть и страх встречи с реальным миром, причем у каждого члена семьи он свой: отец избегал ответственности, дочь общества, а мать тёмного прошлого своей семьи. Есть и страх сумасшествия. Как иначе себя можно чувствовать, когда кажется, что мир переворачивается с ног на голову, а безумная безногая женщина раскрывает тебе всё с иной стороны, после чего на твоих же глазах вешается.

Но все эти довольно заезженные темы были бы просто набором штампов, если бы Скотт не сделал прекраснейшую вещь – он пытается обмануть читателя, показав ему ведьм. Это отвратительного вида существа – побочная эволюционная ветвь человечества. Они способны исполнить любое желание, но только если им заложить чью-то жизнь. Самое приятное, что последствий при этом никаких – все довольно скоро забудут о пропавшем человеке, а у тебя остается исполненное желание. Красота.

Вот тут и раскрывается обман: монстры тут не ведьмы, а люди. Именно они убивают своих близких и не очень людей, чтобы получить что-то. Пусть и не своими руками, но они убивают. Из алчности, из эгоизма. И Скотт как бы задаёт читателю вопрос «А что бы сделал ты?». И ответ на него может испугать. Ведь тут уже не детские забавы «Что бы ты сделал за миллион долларов?» тут всё куда серьезнее: «Готов продать мать за бессмертие, если тебе за это ничего не будет?».

Трудно не заметить разного рода нелогичности в сюжете. Зачем ведьмам вся эта кутерьма со сделками, если они всемогущи? Почему повесилась охотница на ведьм? И еще пара вопросов, которые забываются при чтении сразу после появления. Скотту удалось создать нагнетающую атмосферу ужаса и безысходности с логичным для нее финалом. Я часто говорю, что не понимаю шумихи вокруг Снайдера, но вот впервые я нашел у него работу, за которую могу уважать. Очень рекомендую к прочтению всем.

Ю.Гуль