Готический детектив. Что это за детектив, если всё раскрывается уже в прологе? Нам сразу показывают, как ветеринар Вася Шломов со второй попытки сносит себе голову в стиле Курта Кобейна. Но так ли всё очевидно?
Пролог нас обманывает, главный герой истории не Вася, а пара ребятишек, отдыхающих летом на даче. Так как на дворе лихие девяностые, то в отсутствие высокоскоростного интернета, смартфонов и соцсетей, дети играют по заветам того сурового времени с настоящими игрушками, получившими выдуманные биографии. Тут есть мишка-президент, мишка-террорист, барби-проститутка и кен-суицидник. Но когда все возможные сюжеты обыграны, возвращается скука. Благо, сосед ребятишек по даче застрелился и теперь можно вести своё тайное расследование, как персонажи серии детских детективов «Черный котенок», что выходили как раз в те годы, записывая все гипотезы и подозрения в специальную тетрадь.
Благодаря расследованию, постепенно перед нами вырисовывается портрет самоубийцы и его окружения. В конце концов всё упирается в простой вопрос: «ВЗ (Вася застрелился) или ШУВ (Шломов убил Васю)?», что странно, ведь в прологе ясно показано, что ВЗ, но при этом на обложке красуется ШУВ. Но чем больше подробностей о Васе узнают дети, тем яснее понимаешь, что не обязательно нажимать на спусковой крючок, чтобы считаться убийцей. Потому ответ уже не так очевиден.
Хотя лично для меня детективная часть истории всё же второстепенна. Куда интереснее готическая составляющая комикса. На мой взгляд, обозначение произведения готическим накладывает непростые требования к автору. Тут необходимо создать и поддержать соответствующую атмосферу, давящее ощущение замкнутости, мистики, тайны и ужаса.
Моё мнение: Ольга справилась.
Самое важное для меня в книге – это атмосфера. «ШУВ» получился комиксом ностальгическим. Думаю, любой, кто вырос в девяностые, после этого произведения вспомнил парочку жутких историй. По мне, выбор на роль главных героев детей – отличное решение. Ведь у ребенка еще нет фильтров восприятия окружающего мира, какими мы обзаводимся с возрастом, и потому дети становятся незамутнённой призмой. Они отражают сам дух времени. Потому в комиксе и играют дети в террористов и бизнесменов, которые убивают друг друга на стрелках. Мне невольно вспомнилась сцена из старенькой комедии «Апартаменты Джо», где посреди свалки с широкими улыбками пара детишек мастерила домик из использованных одноразовых шприцев. Так что, атмосферу девяностых Ольга передала прекрасно. Это помесь фильмов Балабанова и передачи “Криминальная Россия”, но при этом автор дает нам все нужные ощущения через детей, не показывая навязчиво реалии того времени.
Справилась Ольга и с созданием давящего ощущения замкнутости окружающего мира. Сама история Васи это по сути история того, как мир одного конкретного человека сжимается до своего максимума, превращаясь в тюрьму, а достигнув критической точки сжатия он взрывается выстрелом в голову из двух стволов. И мало того, Ольга выкручивает ручку до максимума, когда в финале Вася оказывается в загробном мире, где его не ждало освобождение. Там он столкнулся с абсолютно теми же реалиями. «Там высоко нет никого, там также одиноко, как и здесь» – звучала песня Арии в моей голове при чтении этой части.
Так что в итоге появились в комиксе и мистика, и семейная тайна. Секретом для меня осталось лишь, почему дети создали целый культ Васи Шломова. Я могу лишь предполагать, что для них Вася сбежал. А в бесконечных историях его приключения после смерти становились куда интереснее, чем при жизни. Потому он и вызывал их уважение, как тот, кто смог освободиться.
Вопрос остается за ужасом. Где он? Я бы не назвал это ужасом, но обескураженность точно. Ее вызывает то, с каким спокойствием кошмары окружающего мира вплоть до суицида соседа воспринимаются детьми. Причем вспоминая то время, я могу подтвердить, что так оно и было, и рассказ об очередном трупе, найденном в лесопосадках за домом не вызывал страха, а воспринимался как естественное явление.
Рисунок в комиксе груб и небрежен, причем в некоторых панелях автор показывает, что легко может сделать все аккуратнее, что даёт понять – это сознательно выбранный стиль. И при том, что я не поклонник подобной графики, я не могу не признать, что рисунок во многом и помогает в создании необходимой атмосферы. С одной стороны, он по-детски грубоват, как и должно быть в истории, рассказанной детьми, а с другой он давящий и мрачный, что идеально подходит для готического произведения.
Остается подвести итоги. «ШУВ» – это больше история-воспоминание, чем детектив, как обещает обложка, но этот минус с лихвой перекрывается мастерски воссозданной атмосферой лихих девяностых. Думаю, любой кто их пережил, окунётся при чтении в поток воспоминаний. Единственное, на что я в итоге надеюсь, что, повзрослев в те годы, мы всё-таки со временем обрели и человечность, и оптимизм, и сопереживание. Иначе нам остается лишь надеяться на побег, поднеся два пальца к виску и салютовав двойным «Бах!».