«Мистерии и Убийства» Ф.К. Рассел

Нил Гейман – один из тех писателей, которые не создают отдельный мир для каждого своего произведения, а трудятся над созданием целой вселенной, объединяющей каждый их рассказ, роман и комикс. Любое произведение Нила – это осколок его взгляда на мир. Его реальность и наша очень похожи, но часто сильно отличаются в деталях. В одной из таких деталей и живет Люцифера Геймана, персонаж, которого он очень любит.

Денница появляется в рассказах, романах и комиксах Нила, и даже получил свою собственную серию, написание которой доверили М.Кэри. Сегодня мы и поговорим об одном из таких произведений, пожалуй, ключевом в понимании разницы между классическим Люцифером и версией Геймана. «Мистерии и убийства» появился на свет в 1992 году как рассказ, позже попавший в сборник «Дым и зеркала». Помимо этого, он обзавёлся еще и радио-спектаклем. Как раз эта радиопостановка и легла в основу комикса, который создал в 2002 году Ф.К.Рассел.

Начало истории никак не предвещает встречи с Люцифером, потому что начинается все с рассказа парня, который застрял лет десять назад в Лос-Анжелесе из-за непогоды, бушевавшей в родном Лондоне. Жара, делать нечего, а тут удачный случай – давняя знакомая позвала в гости, как тут отказаться. И вот после встречи глубокой ночью у парня просит закурить какой-то старик бомжеватого вида, а в обмен на сигарету дарит рассказ. Так что тут всё по классической схеме западного побережья: мы вставали в твой рассказ еще один рассказ, чтобы ты читал рассказ, пока читаешь рассказ.

Старик оказался архангелом Рагуилом, что несет возмездие. Вообще, забавно, что только благодаря Гейману я узнал, кто отвечает за расследования в Раю, но при этом отлично знал, кто распутывает подобные дела в Аду. Когда-то у Рагуила было первое дело, первое убийство. Тут история становится уже детективной. Что интересно, при всем религиозном антураже в итоге получается классический детектив закрытого типа с каноничной сценой в каминной. Единственное отличие заключается в том, что сыщик в этот раз не ограничился поиском самого убийцы, и его логическая цепочка протянулась чуть дальше, открыв страшную тайну о его создателе. Тут и проступает та самая разница между классической версией Люцифера и Геймановской, которая роднит его взгляд на Денницу с образом Воланда Булгакова, а если идти дальше, то и с Манихейской ересью. Так что особам религиозным читать не советую, потому что тут и Люцифер оказывается не совсем виновен в своем падении, и Бог не совсем всеблаг, как бывает обычно.

И если рассказ Рагуила закончился, то у истории парня финал остался открытым. Так мне показалось, когда я прочитал книгу в первый раз. Перечитывая же «Мистерии» для рецензии, я понял, что не тут никакого открытого финала. Очевидно, что страшное случилось. Единственное, чего лишил автор читателя, это мотивы А причины – самое главное. Почему он это сделал? Теперь я понимаю, насколько этот прием изящен. Автор ставит нас в положение рассказчика. Он многое не помнит, потому что поцелуй Рагуила отнял у него эти воспоминания, но отнял он их и у читателя. В итоге жажда ответов, что мучает рассказчика, мучает и читателя. Это огромная зудящая дыра в сюжете, где всё вроде на местах, кроме этой конкретной части, отнятой архангелом. На мой взгляд, это признак мастерства писателя, когда он может заставить читателя не просто наблюдать за эмоциями и состоянием персонажа, но разделить их.

И тут надо отдать должное Ф.К. Расселу, который смог не просто проиллюстрировать рассказ, но разложить все необходимые улики. Благодаря тому, как он изображал каждый элемент истории, к фактам вопросов уже нет. Открытая дверца машины или фото дома в газете, которое было в начале истории, уничтожает всякие сомнения.

Что касается сцен, то Рассел мастерски пользуется двумя подходами. Первый – кинематографичность. Многие сцены построены так, что в голове автоматически появляются переходы и затемнения в нужных местах, будто смотришь фильм. Второй подход я больше отнесу к театру. Серия панелей, где персонажи находятся в выразительных позах, а деталей при этом минимальное количество. Ровно столько, чтобы передать нужную мысль и настроение. Так что визуальная часть выполнена превосходно. Единственная проблема, которая присуща любой попытке адаптировать литературное произведение под комикс – обилие закадрового текста. Это мы уже видели в «Хоббите», «Волшебнике страны Оз» и особенно в «Снятся ли андроидам электроовцы?». В итоге это трудно назвать комиксом. Это, скорее, обильно иллюстрированный рассказ с элементами комикса. Ведь для полноценного перехода в визуальный медиум нужно изменить саму форму, а весь объем нарратива каким-то образом передать визуально или диалогом. Так что от этой проблемы графических адаптаций «Мистерии» избавиться не смогли.

Это книга, раскрывающая еще пару деталей вселенной Нила Геймана. Еще один осколок его мира. Если вам понравился Люцифер в «Песочном человеке», то в «Мистериях» вы сможете увидеть, с чего началось падение Денницы, сможете понять, что им двигало. А в дополнение получите историю, где на своё усмотрение сможете подобрать мотивы для поступка главного героя, которые пропали благодаря Рагуилу. Лично я считаю, что так и не смог понять мотивов. Может это удастся вам.

Ю.Гуль