В 2007-м году правительство Японии представило список из 50-ти лучших произведений мангак. На ряду с “Акирой” в него попала манга “Паразит”, выходившая с 90-го по 95-й год и переизданная в 2003-м, а после экранизированная в 2014-м. К чему все эти цифры? Да к тому, что многие идеи этой манги будут использованы и развиты намного позже, а затронутая проблематика актуальна по сей день и вряд ли скоро уйдет в небытие.
В одну прекрасную ночь с неба опустились шарики с паразитами, похожими на червей. Паразиты заползали в людей, ассимилировали головной мозг и подчиняли носителя. Однако одному из них не повезло. При попытке вселиться в тело Синъити Идзуми он не успел добраться до мозга и поглотил только правую руку парня. Теперь этим двоим придется сосуществовать в новом мире. Паразиты в свою очередь питаются людьми. Это их природа. Кто и зачем их послал не ясно даже самим тварям.
Базово паразиты представлены как мерзкие людоеды, не чувствующие боли, со способностью превращать голову в оружие вроде лезвия. В свою очередь Идзуми становится заложником обстоятельств. Рассказать кому-то о разумной руке он не может, так как люди моментально сдадут его на опыты, да и кому хочется видеть под боком монстра. На базе этого развиваются две сюжетные линии – паразитов, мучимых вопросом “зачем я пришел в этот мир” и Синъити, переживающего психологические метаморфозы.
В этих метаморфозах заключена часть очарование манги. Эволюция главного героя показана не только в поведении, отношении с окружающими, но и в рисунке. Появляется множество ситуаций, из которых нужно выпутываться. Человек зависает меж двух миров, не являясь ни паразитом ни до конца человеком. Нечто подобное будет использовано в “Токийском гуле”, правда куда более гротескно и с кафкианскими мотивами.
Не подкачали и антагонисты. Фактически паразиты это дети, которым никто не объяснил что такое хорошо, а что такое плохо. Обладая невероятной способностью к обучению они понимают механику мира, но им не хватает времени научиться чувствовать. Таким образом за восемь томов паразиты эволюционируют от неандертальцев, охваченных голодом до вполне разумного общества.
Пищи для размышлений подкидывает и взаимодействие паразитов с обществом. Новый вид становится вершиной пищевой цепочки, являясь хищником с разумом. Люди оказываются кормовой базой, как для каких-нибудь вампиров, но без страданий на счет гуманности такого подхода. Все же изначально паразиты логичные существа и эта логика заменяет им весь набор остальных принципов. Это такие “санитары леса”, ведь не сократится ли вред природе, если людей станет меньше? Экологические проблемы проходят красной линией через все повествование и принимают порой весьма неожиданные формы. Еще одной занятной мыслью становится разница между людьми и паразитами, которая нивелируется с каждым томом, предполагая весьма интересные ситуации, когда одно понятие (паразит) подменяется другим (человек).
Хитоси Ивааки использовал стиль рисунка, который не устареет. Он во многом реалистичен, насколько вообще может быть реалистичен японский стиль рисования манги. Достаточно много страниц уделено боевым сценам, в основном представленным дуэлями. Задумка боев между паразитами с использованием модификаций тела изображена детально и не вызывает при этом непонимания ситуации, как это случалось в том же “Токийском гуле”. Мирные сцены ничуть не хуже, часто герой остается без фона, когда погружается в размышление. Такой прием дополнительно показывает одиночество и отчужденность от мира людей. Каждый прием используется для усиление воздействия сюжета на читателя и действительно работает.
Здесь практически отсутствует юмор, а количество смыслов и подтекстов невероятно велико. “Паразит” это в первую очередь сытная пища для ума. История получилась цельной, без особенных провисаний, специфичных для длинных сюжетов. По большому счету, манга не накладывает ограничений на читателя. Хотите философии – получите. Кровавых боевых сцен – вот, пожалуйста. Присутствует и романтическая линия, даже не для галочки, а как способ влияния на главного героя. Все это завёрнуто в хорошую научную фантастику. Даже финал получился под стать всей манги – напряженный, но при этом ставящий окончательную точку в повествовании, оставляя на откуп читателю лишь один вопрос.
Сейчас издается много культовой и просто отличной манги. XL Media выпускает “Ajin”, “Рыцарей Сидонии”, а Истари “Гигантомахию”, SAO и множество отличных коротких историй, “Alt Graph” в свою очередь как раз закончил моего любимого “Крушителя”. Так вот “Паразит” та самая манга, которую очень хотелось бы видеть на русском языке. Собрать восемь томов и время от времени перечитывать, открывая новые смыслы, как в любом хорошем произведении.