Да простят меня фанаты Мэтта, но каждый раз, когда я встречаю комикс с интересной, а подчас и потрясающей идеей, которую автор нисколько не развернул, не дал ей простора и по итогу не проработал, как следует, я называю подобное «Эффектом Фрекшна». Сегодняшний комикс как раз из этой категории.
Комикс об отделе по контролю за животными. Казалось бы, как можно сделать интересной историю о зверокопах? Ну, во-первых, всё зависит от авторов, и я, например, вижу процедуал, где в каждом выпуске будет дело об очередной зверюшке, за которым прячутся трагедии уже человеческие или раскрывается непростой внутренний мир сотрудников отдела. Как по мне, для хорошего автора любой материал – просто инструмент для создания сюжета, причем качество не пострадает будь это адаптация литературного произведения или супергерои в латексе. Но в Зверокопах есть идея, отделяющая их мир от нашего. Лет двадцать назад китайцы сделали прорыв в науке: получили первые гибриды животных – пандособак. И мир захлестнула волна помесей животных. Если верить аннотации, это изменило и общество, и сферу развлечений, и сельское хозяйство. С идеей разобрались, теперь полистаем комикс.
Первое, на что хочется обратить внимание, это объем: всего три номера. Этого мало для любой самостоятельной истории, лишенной подготовки в виде других произведений, где читателя знакомят с миром и героями. Как итог, в Зверокопах, куча картонных персонажей. Согласитесь, если автор в каждом из трёх номеров просто горстями вбрасывает всё новых и новых персонажей, то явно он не успеет их раскрыть. Причем уже в первом выпуске нас приветствуют семь героев – работники отдела по отлову животных. К концу серии, как полноценная личность, читателю будет понятен только Камински, ветеран отдела, которому и уделяется основное время.
Второй момент – есть идея, но нет ее последствий. Последствия лишь обозначены текстом, мол, весь мир изменился с приходом гибридов. По факту же мы видим привычную нам реальность, единственное отличие которой в том, что люди ходят по улицам с пандособаками, а на скачках бегут не лошади, а помеси гепардов. На мой взгляд, тут особого отличия нет. Общество всё тоже, как и сельское хозяйство, так что из обещанного в аннотации мы видим лишь, что изменилась сфера развлечений. Нужно было или не обещать такого в самом начале, или всё-таки каким-то образом показать эти самые изменения.
Третье, что я отметил: похоже цель серии – высмеять Алана Мура. Я не нашел ни одного упоминания об этом в интернете, потому тут исключительно мои догадки, но посудите сами: главный злодей – известный писатель, внешне он напоминает молодого Мура, на пальцах полно колец, а без колец я Алана и не видел; а самое главное, описание персонажа: «слишком много читал в детстве Лавкрафта». Злодей тут действительно помешан на Мифах Ктулху настолько, что создает гибрид нескольких животных, внешне напоминающий дремлющего в Р’льехе гиганта. А как выяснилось, любовь Мура к Лавкрафту так сильна, что он писал рассказы в стиле Говарда и создал, как минимум, два комикса с отсылками к вселенной Древних.
Пожалуй, единственное, что не вызывает претензий – это рисунок. Ничего, что можно подвести под формулировку «авторский стиль». Отличный выбор цветов. Художник прекрасно передает эмоции ситуации вроде неловкости во время разговора начальника с влюбленной в него подчиненной. Вот только мало одного лишь рисунка, чтобы познакомить читателя с персонажами, от количества которых бедные три номера рвутся по корешку.
В итоге получился детективный комикс с претензией на интересную идею. И судя по уровню сюжета, автор и не ставил перед собой целью ничего кроме как развлечь читателя. Не могу сказать, что это получилось. Юмор тут строится на характерах и их столкновении, но делает это как-то неуклюже. А в детективной части упущено самое главное – любой детектив прекрасен тем, что читателю дается возможность распутать дело еще до того, как сыщик выдаст имя обвиняемого. Для этого по сюжету разбросаны подсказки, а тут кроме плакатов с известным писателем нет никаких ниточек связующих злодея с шагами детективов. Да и выбор направления истории непонятен. Вся эта история с Ктулху неубедительна, и на мой взгляд, куда интереснее и логичнее в такой вселенной смотрелись бы какие-нибудь запрещенные эксперименты по смеси генома человека и животных. Одним словом, недожато. Идея не развернута так, как могла быть; персонажи не раскрыты, как и их взаимоотношения; детектив и юмор не доведены до ума. Вроде есть все задатки для интересной работы, стоило лишь сесть и подумать над каждым ее аспектом, но результат выглядит, как собранная наспех история. Это я и называю «эффектом Фрекшна».
© Винсент Гуль