Сюрреализм в искусстве – палка о двух концах. С одной стороны, получается чарующая и захватывающая история, даже в случае довольно слабого посыла или даже без оного, с другой, если посыл есть, то есть и шанс не донести его до читателя. Цутому Нихэй выстраивает свои миры, базируясь на определенных тезисах-мыслях: физиологическое изменение человека, бессмертие, психологическое состояние измененных, пути следования человечества как вида. Между концептуальным “Блейм!” и более милосердным к читателю “Рыцарем Сидонии” разместилась манга, которую как хорошую картину нужно разглядывать спустя время, когда эффект от подачи немного рассеется, а мысли автора улягутся в голове. Поговорим сегодня о “Биомеге”.
Человечество прилетело на Марс, основало базу и в короткие сроки ее потеряло. На красной планете обнаружили вирус, превращающий людей в зомби, да не простых, а техногенных. Твари быстро лечатся, больно бьют и при желании могут быстро передвигаться. Конечно же, нужно доставить потенциальную угрозу на Землю для изучения. В данном случае это отчасти оправдано – люди мечтают о бессмертии, а здесь остается лишь понять как сохранить разум получившемуся существу. Однако у TOA Heavy Industries есть альтернатива – искусственные люди, выращенные в пробирке и обученные в специальном виртуальном мире. Когда вирус вырывается на свободу разбираться с ним отправляют такого синтетического человека – Каноэ Зоичи. Напарником выступит ИИ Фую.
Первый том встречает нас обычной зомби-экшен-драммой. Да, местный вариант ходячих называют “Дроны”, и он походит на неудачный эксперимент по созданию андроидов, но по большому счету на этом отличия заканчиваются. Есть пациентка с иммунитетом к вирусу, на неё, собственно, и ведется охота. Если бы на этом сосредоточился сюжет остальных пяти томов, то получилась бы проходная, но довольно красивая история. Однако мы говорим о Цутому Нихэе, а потому повествование резко приобретает планетарный масштаб, в спешном порядке открываются сундуки с замыслами корпораций, во главе которых стоят обычные (пока что), но весьма амбициозные люди.
Не смотря на весь кровавый, натуралистичный сюр, выливаемый на читателя, основная концепция, как всегда, философская и базируется на людях. А точнее на том, кого собственно “человеком” можно назвать. Одни портят всё ради личных целей, выдаваемых за мечты миллионов, другие поневоле разгребают получившийся бардак. Что характерно – положительные персонажи здесь убивают едва ли не чаще и больше, чем отрицательные. Стоит смотреть глубже – от одного приказа умирает больше людей, чем от пистолета, но обычно отдающие приказ считают себя невинными, ведь кровь на руках исполнителей.
Доносится все это через взрывы, кровь, кишки, непонятные человекоподобные конструкты и прочее неприятное, мерзкое и отвратительное любому психически здоровому человеку. Жестокий мир. Сюжетные выверты предугадать невозможно – автор не обделен фантазией. С подачей же местами проблемы. Когда действие переходит на планетарный масштаб понять кто за кого дерется и какие цели преследует при прочтении крайне сложно. Как это было и в “Блейм!” – смешались в кучу кони, люди. Когда в это все вплетаются залпы тысячи орудий получается эпичное, но совершенно неясное полотно. Благо перед каждой главой есть краткое описание предыдущих серий, что помогает снова войти в колею. Ближе к концу появляются большие временные провалы. Главный герой и мир меняются, что-то происходит, но это некая рутина, которую автор решил не показывать совсем. Собственно об изменениях мы узнаем из случайных диалогов второстепенных персонажей, а то и вовсе массовки.
Касаемо рисунка – все в авторском стиле. Получился переход от “Блейм!” к “Рыцарю Сидонии” – еще много неаккуратных моментов, местами сумбурные бои. Первый том будто рисовался с большим тщанием, когда как последующие идут по нисходящей – меньше деталей, заигрываний с линиями, с фонами, больше белого цвета. Опять же объяснимо с сюжетной точки зрения, и общее настроение вполне передает.
Атмосфера – козырная карта автора, которую он разыгрывает “с порога”. Это еще один мир без надежды на лучшее. Правда и здесь не без переходных нюансов. Диалогов стало больше, персонажи рассказывают об окружающей действительности и личные истории – кто как докатился до жизни такой. Уже нет вечной недосказанности “Блейм!”, но еще далеко до проработанности “Рыцаря Сидонии”. Подчас знакомство с миром напоминает подход другого японца – Хидетака Миядзаки. Будучи школьником будущий геймдизайнер плохо знал английский, зато очень любил книги, потому часть смысла ускользала, предавая истории еще больше таинственности и давая простор фантазии. В “Биомега” все примерно так же – снова ветка на Reddit, попытки найти связь с предыдущими работами автора, докопаться до всех смыслов и открыть нечто свое.
Данная манга в первую очередь предназначена фанатам “темного sci-fi”. Не для слабонервных, беременных женщин и детей. Цельная и законченная история, неприятная, пугающая, с очень близкими к современной реальности параллелями. Она не так концептуальна как “Блейм!” и не так вылизана как “Рыцарь Сидонии”, потому возможно понравится не всем, однако своего читателя найдет.
© Ю.Гламаздо