Из-за внешнего сходства злодея серии о Зверокопах с Аланом Муром, я начал проверять своё предположение о связи именитого сценариста с Г.Ф. Лавкрафтом и выяснил, что у англичанина есть рассказы, написанные в стиле Говарда, и три комикса с отсылками к Мифам Ктулху. О двух из них и поговорим.
The Courtyard
В 1994 году Алан Мур пишет рассказ для сборника « The Starry Wisdom: A Tribute to H. P. Lovecraft», а в 2003 его адаптируют для одноименного комикса, состоящего из двух выпусков. Вышло коротко, но по делу.
Это история агента ФБР Альдо Сакса, который пытается найти следы таинственного нового наркотик Aklo. Альдо весьма умен, можно сказать, гениален. У него есть собственная система работы с уликами и фактами, которая позволяет ему найти связь между, казалось бы, случайными явлениями. Благодаря этому он может раскрыть любое дело, потому его и терпят в бюро, несмотря на то, что он радикальный антисемит и в принципе не самый приятный человек.
Система Сакса срабатывает, и он находит aklo у некоего Каркозы, да только это совсем не наркотик. Это решение мне понравилось. Очень по-лафкравтовски намекнуть о существовании чего-то настолько древнего, что мы сами того не осознавая, подчиняемся этому явлению. Как по мне, именно это и было главной темой рассказов Лавкрафта: вежливое предложение выйти за пределы привычного понимания мира и на секунду предположить, что есть в мире нечто куда более ужасающее и древнее, чем мы можем себе вообразить.
Комикс полон отсылок к рассказам к Лавкрафта, при этом они здесь выступают как часть вселенной. Помимо отсылок сохранена и атмосфера лавкрафтовских рассказов: повествование от первого лица и стилизация под реальные события.
Художник же выбрал структуры в две панели на страницу. Так что ждать интересных разворотов не стоит. Хотя я лукавлю. В момент, когда Сакс получает свою дозу aklo, появляются и развороты с психоделическими рисунками, которые сможет расшифровать только фанат Лавкрафта.
Neonomicon
Сюжет «The Courtyard» продолжается в комиксе 2010 года. Сакс несколько лет провел в психушке, потому что, как выясняется, в финале предыдущей серии он убил двух женщин, превратив их руки в кровавые цветы. Спустя 6 лет вновь стали появляться тела с руками-бутонами, и пара агентов ФБР решили переговорить с бывшим коллегой. Ценной информации Альдо не смог бы дать, даже если бы захотел, потому что теперь он говорил на неизвестном никому языке. Так что агентам оставалось лишь пойти по следу его расследования шестилетней давности, что кончится очень плохо для обоих.
Лично у меня сложилось мнение, что Неономикон – это не продолжение Courtyard, а, скорее, пояснение к нему. Это видно по тому, как резко сменяется суть отсылок к Лавкрафту. Если в Courtyard каждая отсылка была частью вселенной и воспринималась персонажем как нечто органичное, то в Неономиконе каждая из них объясняется, и главная героиня прямым текстом указывает на связь с конкретными рассказами. То есть в этой версии вселенной уже существует писатель Лавкрафат, а все таинственные личности элегантным движением пера превращаются в простых фанатиков мистической литературы. И в этом есть некоторый смысл, ведь немало примеров того, что люди на полном серьезе покланяются Древним Богам вплоть до того, что дьяволопоклонники включают Ктулху и его братьев в свои пантеоны. И это немудрено, учитывая то, что Лавкрафт стремился придать своим рассказам реалистичности, чтобы напугать читателя еще сильнее. Я помню, как пересказывал отцу содержание «Зова Ктулху», и в финале он был разочарован, потому что он решил, что я рассказываю о чем-то реальном.
Кстати о разочаровании. Многие фанаты Мура очень не любят Неономикон. Да и в принципе положительных отзывов у него мало. По словам самого автора, это самое тошнотворное, что он написал, и я думаю, связано это со сценами, где главную героиню насилуют фанатики культа Древних, а после целую неделю её пытается оплодотворить Дагон. Причем художник, чья работа очень хороша, решил не пользоваться визуальной недосказанностью, которую любил Хичкок, и показал все в деталях. Так что людей особо впечатлительных я всячески отговариваю от чтения этого комикса: слишком много насилия, обнаженки и спермы мифического чудища.
Итоги
Эти комиксы дополняют друг друга. Причем Courtyard я считаю тут основным блюдом, а Неономикон поясняющим приложением. Да, во второй серии есть ряд очень интересных идей, как например мысль о том, что все мы уже живем на Ленге, просто не понимаем этого или что, если Ктулху спит под водой, то это не обязательно океан. Но больше всего мне понравилась идея о том, что у каждого из нас есть собственный внутренний Р’льех. Это так по-пелевенски. Почти Внутренняя Монголия.
Обе книги вышли на одну тему – попытка создать такой мир, где все рассказы Лавкрафта сосуществуют. На мой взгляд, у Мура получилось, хотя объяснения всего и вся в Неономиконе уже портит впечатление и лишают читателя радости узнавания. Мур будто тычет читателя в каждую подсказку.
В целом же я бы посоветовал ознакомиться с Courtyard всем любителям Лавкрафта, а вот Неономикон стоит читать только персонам с крепким желудком и любовью к всякого рода жестоким сценам. Феминисткам не советую вовсе, потому что уже через пару дней после многодневного насилия главная героиня спокойно воспринимала всё происходящее. Вы в такое не поверите.