“Сорвиголова. Том 3” М.Уэйд

Хотелось бы поздравить всех причастных – наконец, благодаря усилиям ребят из “Комильфо”, на русском языке вышел весь третий том “Сорвиголовы” за авторством Марка Уэйда. Эта серия получила два “Айснера” и восторженные отзывы читателей на Западе. Наконец и мы можем оценить, за что же награждают и любят прочтение образа Сорвиголовы от Уэйда.

Мэтт Мердок возвращается в Нью-Йорк. Его тайна личности становится секретом Полишинеля, потому дела в суде не ладятся, а значит адвокатское бюро “Нельсон и Мердок” подбирается к банкротству. На этом проблемы не заканчиваются. На улицах города разбойничает Пятно, а под землей раздаются странные звуки… Прокрастинировать Сорвиголове некогда, нужно и людей спасать, и карьеру, а по дороге обзавестись новым любовным интересом.

Подобное описание может вызвать порыв идти в книжный магазин только у человека, которого растили в лесу волки. Конечно же, все это мы видели сотни раз у других авторов. Разница заключается в подаче персонажей. В первую очередь, сам Сорвиголова – типичный герой улиц. У него не хватит сил лезть с голыми руками на Таноса, нет денег на модный роботизированный костюм из редких металлов, потому решать приходится проблемы с организованной преступностью. За счет этого персонаж становится ближе к читателю, потому что распугивает гопников у подъезда, борется с наркодиллерами и националистическими организациями – проблемами современного общества.

Второстепенные персонажи, в свою очередь, поданы через влияние на их жизнь “фактора Сорвиголовы”. Причем показано это с разных сторон. Фогги, например, тяжело: тайна друга тяготит его, дела приходится вести в одиночку, да еще и личные проблемы… Такая завязка дает возможность развивать отношения главного героя и его окружения, чем с успехом и пользуется Марк Уэйд. Злодеи часто не так интересны, как проработанные связи между персонажами, их мотивы и поведение. Присутствует даже здравый реализм, далеко не всегда присущий комиксу.

Треть тома отведена некоему сквозному сюжету с неожиданной развязкой, соответственно большая часть антагонистов появляется на один-два номера и благополучно уходит в небытие. Есть действительно интересные истории, вроде сюжета про Кло, есть, скорее, юмористические, показные, вроде истории о Пятне, есть даже вполне себе психоделические, как с Человеком-Кротом. Создается ощущение, будто сценарист очищал каждого персонажа от вековой пыли и грязи, разбирал и находил изначальную идею, а после использовал именно ее. Это не второе рождение, но возвращение к истокам, будто и не было множества авторов до. При этом уважение к труду предшественников также присутствует. Упоминаются события Shadowland, в разговорах упоминаются умершие или запертые в психбольнице персонажи.

Начинал рисовать Паоло Ривера, позже его сменил Крис Самни. Цветовое решение осталось – не самая яркая палитра. Создается ощущение, будто Крис подстраивался под стиль предшественника, стараясь аккуратно вносить изменения. Это особенно заметно если посмотреть на его работу над Черной Вдовой. В остальном, крепкая работа, хорошо вписывающаяся в сюжет.

По ощущениям третий том Сорвиголовы напоминает сериал. Добротный сюжет, повествование, которое можно закончить на любой сюжетной арки, приятная визуальная часть, не вызывающая, однако восторгов. Качественная серия, без очевидных провисаний. Автору удалось создать интересную историю из старых компонентов, где нужно удержав интригу или подогрев читателя поворотом сюжета. Комикс для палаты мер и весов – такой подход вполне может сохранить супергероику, оставив драйв историй о парнях в трико, снабдив его смыслом и правильным посылом.

© Ю.Гламаздо