Айн Рэнд считала, что любой философ, уверенный в своей идеологии, должен создать художественное произведение, чтобы показать выгоды его философии и принципы ее работы в реальных условиях. Для своей философии объективизма Рэнд создала «Атлант расправил плечи. Майк Кэри же создал, хоть и неосознанно, отличную иллюстрацию для другой идеологии – люцеферианства.
Люцеферианство – это нетрадиционное религиозное учение. Оно стоит особняком, и не стоит путать люцефериан с сатанистами или дьяволополкнниками. Если упростить, то это культ свободы, непоколебимой воли, стремления к знаниям и власти. В общем, привет, старина Фридрих. Люцифер здесь является неким примером для подражания, а не божеством. Ведь именно он передал людям знания, будучи Змеем в Эдеме, передал огонь, если связывать его образ с Прометеем и Локи, и как результат дал возможность человечеству обрести собственную волю, отдельную от воли Бога. У Кэри Люцифер получился именно таким.
Он соткан из воли, никогда не сдается и не считается с чужими желаниями на пути к своим целям. Он жесток, прагматичен и честен. Образ эгоистичный, но каким ему еще быть. Но давайте обо всём по порядку.
Началось все в «Песочном человеке» Геймана, где Денница появился дважды. Его история кончилась, когда он запер ад и отправился в мир живых. С тех пор Нил ждал, что кто-нибудь попросит взять этот образ для сольной серии. Ждать пришлось долго. Только в 2001 году М.Кэри взялся за Светоносного, и как по мне, переплюнул своей работой «Песочного человека».
Начинается комикс в Лос-Анжелесе, куда и сбежал Люцифер. Здесь он открыл элитный джаз-бар и наслаждался жизнью среди смертных, пока к нему не явился посланец Отца. У Бога нашлась работа для блудного сына. Цена – пропуск в пустеющее измерение по соседству с нашим. Такова завязка и рассказать больше невозможно, потому что в отличие от Сэндмена сюжет в «Люцифере» сквозной и не разрывается на множество историй. История построена по принципу лавины или домино, где пропуск Бога – маленький камешек, взывающий оползень. Даже не так. Знаете, эти механизмы, где пущенный шарик приводит в действие последовательно множество самых разных механизмов. Вот сюжет выглядит именно так, но только постепенно он разделяется на несколько параллельных линий, чтобы в финале с идеально выверенным временем, сойтись в одной точке. Так что, попытайся я раскрыть сюжет в общих деталях, он непременно бы потянул за собой целую цепочку подробностей.
В комиксе огромное количество локаций. Действие происходит в трёх разных вселенных, нескольких версиях ада, городе ангелов, у Иггдрасиля и в карманных измерениях. В комиксе огромное количество персонажей, причем, не уступая Гейману, Кэри смешал в своей истории обычных людей со сказочными и мифическими фигурами, пользуясь японской, греческой и скандинавской мифологией. Сюжет комикса раскручивается, словно огромная пружина, и каждый ее взмах захватывает все новых и новых персонажей. Что интересно, очень трудно при этом выделить среди них главных и второстепенных, потому что тот, кого Люцифер мог использовать в первых выпусках в качестве незначительного помощника, в последних главах уже решает судьбу Вселенной.
Художников, приложивших руку к серии, не меньше, чем персонажей. И это может для многих оказаться проблемой, потому что стили тут сменяют друг друга от арки к арке и разница заметна невооруженным взглядом. От акварели до рванных линий, от классической графики до мультяшного рисунка, похожего на работы Пикассо. Если вы не переносите резкую смену стиля, то серия точно не для вас. Но я не могу не отметить, насколько замечательно художники подошли к созданию образов персонажей, если при такой частой смене стиля читатель каждый раз узнает героев без всякого труда.
Но о чем же в итоге рассказывает комикс? Создав сюжет с прекрасным темпом, где история неторопливо набирает обороты, а после также плавно закрывает абсолютно все сюжетные линии и отвечает на все вопросы, Кэри спрятал довольно много разных философских вопросов в полотне повествования. Пожалуй, основная тема – поиск себя и своего места во Вселенной. Автор проводит Люцифера через множество ролей, ведет от триумфа к триумфу через поражения на грани жизни и смерти. Что приятно, Майк не использует закадровую речь, чтобы раскрыть мировоззрение Люцифера, он знакомит с его философию через действия Денницы и через его выбор, сам того не осознавая, создав иллюстрацию люцеферианства.
Вторую большую тему я бы назвал «Размышления о Боге». Тут Кэри поднимает сразу несколько вопросов. Образ Яхве у него получился таким же, как у Геймана в «Убийствах и Мистериях». В принципе, нужно отметить то, как прекрасно Майк использовал творения Нила, дополнив и расширив их, не пытаясь создать абсолютно свою авторскую версию. Так что образ Бога тут шире версии Геймана, и для поиска ответов используют как Яхве, так и других участников истории. Например, чтобы показать логику Бога при создании Вселенной и людей, Кэри заставляет племянницу Люцифера создать собственный мир и собственный народ. Каждое решение приводит к куче неприятных последствий, в борьбе с которыми новоявленный демиург создавал еще больше проблем. В итоге, девочка, явившись своему маленькому народу в последний раз, выдала им свою версию 10 заповедей и самоустранилась, признав, что невозможно везде подстелить соломки своим детям. Разве не чудесная попытка объяснить, почему в соответствии с библией раньше разговоры с Богом были явлением частым, а теперь он на связь не выходит?
Попытался Кэри и проиллюстрировать мысль, что мир без Бога существовать не может. Вольная и визуальная версия мысли о том, что у каждого из нас в груди дыра размером с Бога. Поднял Майк и вопросы предопределённости, и великого замысла. В общем, получилось очередное дополнение к библии от мира комиксов.
Когда я закрыл последнюю книгу, для меня сам Кэри уже казался создателем с великим замыслом, потому что учесть столько сюжетных линий, логично связать их, а в итоге привести к самому закономерному финалу – это огромный труд. Лично у меня претензий к этому творению нет. Здесь есть и мудрость, и эмоции, и лихо закрученный сюжет. Майк создал прекрасный комикс, который я настоятельно рекомендую всем кроме тех, чьи религиозные чувства может оскорбить книга, посвящённая Врагу рода человеческого.