“Тетрадь смерти” Ц.Оба

Зачем рассказывать о манга, если всё давно о ней знают. Примерно так мы подумали, когда «Тетрадь смерти» оказалась в списке Стола заказов. Когда же я начал спрашивать знакомых об этой книге, то выяснилось, что, на самом деле, большинство смотрели только аниме и чаще всего бросали после смерти L, а я бросил и того раньше. Так что мне пришлось знакомиться с первоисточником в полном объёме, и жаловаться мне не на что.

Думаю, как минимум, сюжет знаком многим. Богу смерти Рюку стало скучно в рамках своего мира, и он отправился к людям, чтобы развлечься. Выбор забав у синигами не велик, потому Рюк просто бросает запасную Тетрадь смерти на лужайке старшей школы. Находит её не абы кто, а лучший ученик Японии. Да и могло ли случиться иначе в манга. Как оказалось, если записать в тетрадь имя человека, чьё лицо ты знаешь, он умрёт от сердечного приступа меньше чем за минуту. Чтобы сделали вы, получив такие возможности? Ягами начинает убивать преступников по всему миру, чтобы создать новый справедливый мир и возглавить его в качестве бога. Это привлекает внимание L – самого гениального детектива планеты, который эффектно начинает дуэль интеллектов с Кирой, как Ягами называют в прессе.

Невольно мне вспоминалась «Сонная Лощина», и возможно, это один из источников вдохновения автора. Ведь тут у нас есть мистика, есть убийца, есть сыщик, который верит, что, даже если от преступлений веет сверхъестественным, за ними всегда стоит живой человек. Только вот в эту версию «Лощины» щедро всыпаны «Ганнибал» и «Шерлок». Каждый из дуэлянтов пытается понять противника, проникнуть в его разум и расставить паутину логических ловушек. Не скрою, наблюдать за схваткой умов увлекательно. Хотя надо признать, что вся эта битва гениев строится на моментах, когда автор заставлял Ягами делать глупости или идти вразрез с его же характером.

Ведь началось все с убийства фальшивого L в прямом эфире. Не будь его, детективу сложнее было бы определить место обитания убийцы и особенности его метода. При этом Лайт пошел вразрез с образом, созданным в первых номерах. Он поступил импульсивно, эмоционально, необдуманно, да при этом нарушил собственное правило и убил не преступника, а защитника правопорядка. То же самое происходит и в случае с агентами ФБР. Этот эпизод вновь стягивает удавку на шее злодея. Но всё это меркнет на фоне финала, где Лайт продолжает изображать законопослушного следователя, строит хитроумные интриги в то время, как его признал мир. То есть, на него охотится меньше десяти человек, которых можно убить с помощью клочка бумаги.

На реалистичность сюжет не претендует. Всё тут создано, чтобы разыграть две партии в загадки и головоломки между странными детьми. Это еще одна особенность вселенной Тетради – умные тут исключительно дети, а все остальные существуют лишь чтобы восторженно наблюдать за ними. Даже подросток-блондинка способна обыграть полицию. А так как мир прогибается под конкретный сюжет, то множатся вопросы. Сколько страниц в этих тетрадях? Ведь Лайт каким-то образом умудрялся писать в них имена на протяжении 9 лет. Сколько в этом мире преступников? Ведь к финалу помощник Ягами каждую ночь заполнял мелким убористым почерком ровно одну страницу тетради. Невольно возникает вопрос: в чем же тогда эффективность системы Киры, если преступников так много спустя 9 лет. Ну и лично от меня вопрос: почему в этом мире любой человек с IQ выше среднего автоматически оказывается или безумным фанатиком, или законченным психопатом?

Несмотря на все, что я выше написал, манга мне понравилась. Весь секрет в том, что этот комикс создан исключительно ради схватки интеллектов, а все элементы сюжета созданы как антураж. Это можно сравнить с театром, ведь любой зритель понимает, что декорации картонные, но это не мешает наслаждаться происходящим. Всё тут существует лишь для поддержания битвы умов. Мистика нужна лишь для усложнения задачи L и введения ограничивающих правил для Киры. Будь иначе, автор бы подробнее рассказал о мире богов смерти и познакомил бы нас с его историей и устоями. Но ему не нужно было так глубоко уходить в эту тему, потому что и боги, и тетрадь лишь допущения для истории. Даже мысли и идеи тут стали жертвой этой захватывающей схватки L и Лайта, хотя вопросы поднимаются довольно интересные.

Можно ли построить справедливый мир, если силой уничтожить всё преступное? Невольно вспоминаются два произведения. Первое, «Мастер и Маргарита», а конкретнее монолог Воланда о шпаге, отбрасывающей тень, о необходимости этой тени и бессмысленности абсолютного света. А второе, как ни странно, комикс «Injustice», где обезумевший Супермен силой решает все конфликты на планете. Там есть очень ценная мысль, которую озвучил Бэтмен, пытаясь помешать диктатуре безумного криптонца: если силой и страхом запретить людям воевать, то ты ничего не решаешь, ведь проблемы, из-за которых эта самая война началась, никуда не исчезнут. Кира же действует путем Супермена, не воспитывая в людях естественную порядочность, а запугивая их смертной казнью. Самое забавное, что по результатам исследований в реальном мире у смертных казней обратная эффективность. Возможно, это объясняет, почему и после 9 лет непрерывных казней, каждый вечер Кире приходилось заполнять не меньше страницы.

Понравилось мне не только наблюдать за тем, как два гения пытаются уличить друг друга, но и разглядывать страницы. Художник постарался: рисунок вышел очень детализированным, а к работе с тушью нет ни малейших претензий. Удалось создать где нужно – напряжение, где нужно – неловкость, где нужно – атмосферу скорби.

Это история о нескольких подростках-психопатах. Помните скучающего на Бейкер-стрит Шерлока? Это такие же персонажи, только ставкой в играх разумах становятся сотни и тысячи человеческих жизней. И как мне кажется, наплевать на эти жертвы было обеим сторонам. Куда важнее сама игра. Ведь мотивация L – разгадать интересное дело, а после отомстить за агентов ФБР. Мотивация Мелло и Ниа – отомстить за L и выяснить, кто же из них умнее. Мотивация Лайта – стать богом. Все как у Ганнибала: «Бог обожает убивать, он постоянно этим занимается». В общем, все гении этой истории – психопаты, для которых есть только игра, а весь мир – песочница для их развлечений. Это и сгубило главного героя – заигрался, хотя давно мог просто убить горстку противников и править своим новым миром.

В целом отличная история, которая держит в напряжении. Есть конечно моменты, когда темп резко падает и история начинает провисать, но это терпимо. Правда, я считаю, что можно закончить читать уже после смерти L. Всё, что идёт дальше, выглядит как обязательный финал в стиле: «Зло должно быть наказано». Понятно, ведь иначе дети получат не тот посыл, хотя, как по мне, автор довольно однозначно высказался о том, кто должен победить в этой истории и на чьей стороне он был с самого начала.

© Ю.Гуль