Я не поклонник творчества большой двойки, но если и выбирать что-то оттуда, то мне по душе смесь супергероики с научной фантастикой. Как пример, вселенная Зеленых фонарей. Истории о сверхлюдях всегда рвутся по корешку от пафоса и патетики, но при этом речь всегда идёт об одной планетке на отшибе галактики. В то же время Фонари сражаются со злом вселенского масштаба и защищают множество миров. На этом фоне смешным выглядит то, с каким пафосом целая лига сверхлюдей не способна справиться с проблемами всего одной планеты.
Но эксперименты по смешиванию супергероики и фантастики проводят не только в застенках DC и Marvel. В качестве примера приведу комикс «EGOs» от Стюарта Мура, который решил совместить в одном себе роли и сценариста, и редактора.
Не знаю правильно ли это, но чаще всего, просматривая архивы хранилищ комиксов, я отбираю для себя произведения по двум критериям: рисунок и количество выпусков. Второе, потому что с моим графиком работы и факультативных занятий, чтение серии в 150 номеров займет недели три, а вот четыре-пять номеров я прочитаю за час. С рисунком же все проще: приятнее читать историю, когда нравится работа художника и колориста. Вот и ЭГОс я выбрал из-за рисунка в первом номере. Гас Стормс прекрасно умеет играть с формой, он создает ощущение трехмерности всех этих потоков, капель и кусочков. Я обожаю подобные вещи благодаря жидкому терминатору и Инке из «Бэтмена будущего». Еще один плюс работы Гаса – детализация фонов с учетом мелких нюансов вроде игры света. Но все эти плюсы относятся к первым трем номерам, дальше же графика становится всё более размытой, будто команда решила расслабиться или Стормс потерял интерес к работе.
И я могу это понять, потому что, когда читаешь комикс, интерес к нему затухает с каждым номером. Это история о космической команде супергероев ЭГОс, хот на русском будет скорее ЗГОсы – Земные/ Галактические оперативники. Сразу сюрприз: команда распалась за 27 лет до начала комикса. Но тут возвращается самый опасный из всех врагов ЭГОс – Масс. И я не зря вспомнил фонарей, потому что начало истории очень напомнило первый сезон сериала о зеленых. Планета на отшибе, где появляется жуткое зло. И это забавно, что когда речь идет о всей вселенной, то злодеи обычно начинают свою деятельность где-то на отшибе, постепенно набирая силы, но стоит кому-то напасть на Землю, это обязательно будет Нью-Йорк. Если команда мне напомнила героев из DC, то злодей больше смахивает на Галактуса из Marvel. Тот же голод, то же пожирание планет.
Масс – существо очень опасное, потому два бывших члена ЭГОс – Дьюс и Пиксель начинают набор в совершенно новую команду ЭГОс. В этом вся суть комикса – сбор новой команды спустя 27 лет после распада оригинальной и встреча со вселенским злом. Мур хотел создать взрывную смесь супергероики с фантастикой так, чтобы каждая страница была переполнена драйвом. Получилось так себе. Дело в том, что если первые страницы вышли прекрасными и соответствовали его задумке, то с появлением Дьюса и Пиксель курс повествования сбивается. Вместо экшна мы получаем огромное количество личных проблем, неудовлетворенности жизнью и скелетов в шкафах. Я бы все это назвал супергероиским реалити-шоу. И чем дальше идет история, тем глубже повествование вязнет в этих темах. Во второй арке уже появляются люди из прошлого ЭГОс, что превращает историю в подобие встречи братьев и сестер из «Академии Амбрелла». Автор решил вести рассказ о совершенно незнакомой команде спустя 27 лет после ее роспуска, а для этого необходимо создать ощущение, что читатель уже знает прошлое этой вселенной и персонажей. У него не вышло. Он ударяется в долгие-долгие объяснения, но всё равно этого волшебства не случается, а ты остаешься с огромным объемом текста на каждой странице. Всё потому, что Мур объясняет практически каждый аспект этой вселенной, каждую деталь его выдуманных технологий, что создает ощущение лекции по псевдонаукам. Как по мне, для супергероического комикса это скучно, тем более что большую часть времени персонажи просто разговаривают. Они не сражаются, не ищут что-то, а только разговаривают или о мире, или о своих чувствах.
Огромный минус серии – отсутствие стоящего злодея. Две арки – два злодея. У обоих ноль харизмы, их историям не сопереживаешь, а объяснение их мотивации жутко натянуто. У Масса в прислужниках есть два Кварка – вот они могли бы стать интересными антагонистами, но автор решил сделать их лишенными чувств и эмоций, что автоматически превратило их в бездумный картон, уничтожающий врагов.
Есть в комиксе и немногочисленные плюсы. Интересное решение с подачей всей информации закадровым текстом, причем от имени реального персонажа этой истории. Портит всё то, что этот герой так и не поучаствует в событиях комикса. Неплохо смотрится, когда при убийстве обычных солдат подается кратко их история, что делает их более объемными. Но зачем стараться оживить образы, которые существуют всего на одной странице и при этом не проработать злодеев? Странная логика. При этом комикс довольно кровавый. Разлетающиеся в невесомости конечности – норма. И что мне очень понравилось, первый бой новой команды не выглядело клишированным. Ведь обычно как: собрались герои вместе, выступили против врага, он их разбил, но все живы и научились чему-то. Здесь же после первого сражения из целой армии в живых остается три человека. Думаю именно это меня и подкупило, я понадеялся, что Мур также будет отходить от клише, и в итоге мне удастся прочитать нечто интересное, но я только вяз сильнее в тоннах текста от номера к номеру.
Думаю, пора подводить итоги. Трудно кому-то посоветовать это произведение, потому что с каждым новым номером растет ощущение, что авторы сами теряли интерес к своему творению. Потому тем, кто заинтересовался, я советую ограничиться первыми тремя номерами. Оставшиеся шесть переполнены всевозможными объяснениями, встречами со старыми знакомыми и рисунками, расплывающимися с каждым новым выпуском.