“Таскмастер” Ван Ленте

Персонажи комиксов часто лишены прошлого. У них есть лишь настоящее. Причем часто это становится только плюсом, ведь тайна всегда привлекательна. Именно поэтому каждый раз, когда издательство анонсирует очередную серию, раскрывающую правду о ком-то, фанаты начинают волноваться. Ведь неудачный сюжет может испортить впечатление о любимом герое или злодее. Так почему же тогда издательства рискуют? Во-первых, конечно, из-за денег. Ведь история о рождении или смерти точно будет продаваться, несмотря на качество. Для Marvel, о котором мы и поговорим сегодня, первым таким сильным проектом мне вспоминается «Росомаха: Начало» – большой риск и большой куш. Вторая причина – помощь сценаристам. Трудно работать с персонажем, когда ты не знаешь его прошлого, а те небольшие крохи его биографии, которые имеются, приходится собирать по сотне выпусков в разных сериях. Тут вспоминается инициатива DC «Год первый», которая не кончается с середины 80-х годов.

В общем, рассказывать правду о персонаже, к которому читатель привык за несколько десятков лет, всегда рискованно. «Таскмастер» 2010 года как раз из этой категории.

Меня даже удивило, что такой колоритный персонаж не имел подобной серии. Да, Таскмастер всегда оказывается злодеем второго плана, но при этом он запоминается, он интересен. Его возможность с первого взгляда запоминать и повторять чужие приёмы – отличная идея. Так что к чтению я приступал с энтузиазмом.

События комикса разворачиваются после «Осады». Работодатель Таскмастера – таинственная организация Орг, которая помогает чуть ли не всем преступным синдикатам, – назначает огромную награду за голову нашего героя. Его заподозрили в помощи Капитану. Так что Таскмастеру придётся противостоять целой армии, но это легко, когда внутри твоей памяти живёт отряд отборных бойцов.

Отличная опция, но комикс раскрывает обратную сторону медали: чтобы помнить это множество приёмов, Таскмастеру пришлось выкинуть из памяти всё лишнее, как завещал старик Холмс. И я не зря упомянул Шерлока. Помните как в третьем сезоне и прото-, и антагонист гуляли по чертогам своего разума? Таскмастер создал нечто подобное только в реальных местах. Вся трагедия в том, что Орг, объявившая охоту на него, заменяла ему и память, и менеджера, и бухгалтера. То есть, с объявлением награды Таскмастер потерял связь с миром, и оказался одиноким супер-бойцом без прошлого. Так что весь сюжет комикса – это поиск таинственных работодателей.

И мне нравится это решение с памятью. Конечно, трудно такой поворот назвать удачным в разрезе всех историй о Таскмастере, потому что начнут всплывать несостыковки. Ведь Таски банально не мог бы помнить имена всех своих оппонентов. Так что лучше всего этот комикс читать в отрыве от общей выселенной и воспринимать как нечто самостоятельное.

Работа сценариста здесь порадовала. Он не просто создает экшн-историю, переполненную перестрелками и рукопашными боями, он явно почитал пару статей о памяти и использовал эти концепции, обыграв сюжетно. Прием с восстановлением потерянного прошлого – это удобный ход, чтобы раскрыть читателю персонажа, при этом есть возможность полностью стереть этот сюжет из истории, используя всё ту же концепцию памяти. Путешествуя вместе с Таскмастерам по местам из его дворца памяти, мы узнаем, почему он носит маску-череп, откуда у него военная подготовка и как зовут его жену. Да-да, он женат.

Получилась трогательная история человека, одержимого амбициями. И её действительно интересно читать. Во многом здесь помогает визуальная часть. Один из примеров того, как рисунок становится важной частью повествования. Мне нравится приём, когда художник показывает, чей именно приём использовал Таскмастер. Без лишних слов, как и должно быть в визуальном искусстве. В раскрытии персонажа играет огромную роль здесь и окружение. Например, сцена в закусочной: музыка, что играет на фоне разговора рассказывает чуть больше о Таскмастере, раскрывает что-то заранее, и это отлично. Стиль у художника грубоват, но картинка приятная.

Если подвести итог, то это готовый сценарий для студии Marvel, потому что здесь есть всё, что они любят. Есть надрыв, есть история персонажа, за которого переживаешь, есть и порция юмора, которая вроде нарушает общее настроение произведения, но всё равно заставляет посмеяться. Чего стоит лишь одно появление инквизиции из ГИДРЫ со словами: «Инквизицию никто не ждёт!» или целая деревня, населенная сплошь Гитлерами.

Отличный комикс, который не испортил впечатление о персонаже, а напротив – сделал его живым, объёмным. Любителям супергероики и Таскмастера в частности – рекомендую.

© Ю.Гуль