Комикс как искусство поражает меня своей вездесущностью. Мы знакомы с американским, европейским, азиатским комиксом. Люди вроде Габриэля Ба и Марко Руди показали, что процветают рисованные истории и в трущобах Южной Америки. «Бумкнига» выпустила «Волшебное перо», доказав, что и в Новой Зеландии творят чудеса, а Уиллоу Уилсон – живое подтверждение, что и Африке не чужда эта культура.
Остаётся Австралия. Когда-то я уже натыкался на австралийский комикс. Это была короткая история, где автор выдал множество вариантов дальнейшей судьбы премьер-министра, пропавшего без вести во время сёрфинга. Теперь же, благодаря М.Гранько и его рубрике «Воскресное чтиво», мне выпал шанс познакомиться с полноценным произведением с сумчатого континента.
«Blue» – комикс такой же многослойный, как и его название. Сначала кажется, что Blue отсылает к палитре, выбранной автором, где синий цвет преобладает. По ходу сюжета выясняется, что голубыми зовут странных пришельцев, заполонивших город рассказчика, видимо, по аналогии с «черными» или «цветными». Хотя очень может быть, что название и пришельцев, и книги в целом имеет иной смысл. Суть рассказа – воспоминание повзрослевшего главного героя о счастливом прошлом его родного городка, когда деревья цвели, а лужайки были пострижены. Он грустит о былых днях, как грустят и пришельцы. На их лицах нет улыбок, и как сам автор говорит, они явились в городок не от счастливой жизни. Так что, скорее всего, в данном случае слово Blue больше означает грусть, чем цвет.
Что касается сюжета, то тут нам показывают один день из жизни австралийских школьников, которые решили прогулять занятия ради сёрфинга, но из-за неподходящих волн решили посмотреть на останки бедолаги, которого недавно сбил поезд. Ждать неожиданных сюжетных поворотов не стоит. Это пародия на реализм. Прогулка ребят лишь предлог, чтобы познакомить читателя с жизнью в австралийском захолустье. И хоть большая часть истории – выдумка: от названия места до большинства деталей, всё же это воспоминание Пэта о своем детстве, которое он провел именно в таком отдаленном городке на побережье.
Причем во многом знакомство происходит вне истории. Детали биографии главного героя, его воспоминания подаются визуально в виде фото, дорожных знаков и наклеек, сваленных в кучу, чтобы читатель рассматривал её и сам догадывался, что же произошло в жизни этого бедолаги со шрамом на лбу. Чтобы было проще, Пэт дает подсказку о взлетах и падениях, связывая воспоминания с сёрфингом. Это очень интересный ход. По своей атмосфере, подаче и палитре «Blue» напомнил мне работы Д.Клоуза, в частности «Призрачный мир». Если Клоуз специализируется на судьбах людей в американской глубинке, то Грант показал нам глубинку австралийскую. Он сделал ее ближе, рассказав об экономическом упадке, закрытости местных и расизме. Эти темы знакомы, пожалуй, всем на этой планете. Пэт показал, что антиподы совершенно такие же люди, как и мы. Ну может, только разговаривают чуть иначе, и это отдельная тема – с помощью «Blue» можно познакомиться с особенностями австралийского английского.
Многие критикуют «Blue» за расизм, но как по мне, это несправедливо. Да, его герой открыто говорит, что с появлением пришлых город затух, но ведь тут же он рассказывает об экономическом спаде. Как по мне, автор напротив обличает менталитет местных жителей: их закрытость, ксенофобию и стремление обвинять во всех бедах пришлых. Это встречается по всей планете. У кого-то работу воруют мексиканцы, у кого-то таджики, а у кого-то ирландцы. Они же превращают города в помойки и так далее.
Но признаюсь, в этой истории я сам не могу выделить ничего кроме атмосферы. Пэт смог создать ощущение этого австралийского захолустья, благодаря чему, я лучше представляю жизнь сумчатого континента. В остальном же я совсем не поклонник жанра «кусочек из жизни». Что по-настоящему меня зацепило, так это рисунок. Сразу оговорюсь: он очень специфичный. Многим он не понравится, но я люблю подобные эксперименты. Такой стиль прекрасно бы смотрелся на канале Cartoon Network, и если вы видели их мультфильмы, то уже примерно понимаете, о каком рисунке идёт речь.
Палитра ограничена четырьмя цветами: белый, черный, коричневый и синий. Стиль больше напоминает карикатуру, чем традиционный комиксный рисунок. При этом люди подаются довольно схематично и искаженно в то время, как фоны и обстановка выполнены реалистично и качественно. Первое, что я вспомнил, глядя на панели: Джим Вудринг и его «Фрэнк». Кстати о панелях: Пэт очень любит небольшие квадратные кадры, которые заполоняют страницу донельзя. В целом, визуально очень приятная работа.
Я не могу однозначно рекомендовать это произведение всем. Оно слишком специфично как по теме, так и по исполнению. «Blue» интересен как образец комикс-индустрии страны, которая в общемировой комиксной гонке стоит чуть в сторонке, как, впрочем, и во многих областях. Австралия, как по мне, страна таинственная. Все знают, что она есть, но мало кто понимает, что там происходит. Творение Пэта Гранта – неплохой шанс окунуться в жизнь самых обыкновенных австралийских подростков, взрослевших в 90-е годы. Бонусом в книге имеется довольно обширное эссе о комиксах сумчатого континента, который еще раз подтверждает, насколько глубоко серфинг укоренился в культуре Австралии.
Атмосферно, любопытно, красиво. Читать ли? Решать вам.