«Черная Вдова» М.Уэйд

Есть возвышенная литература, есть сложные произведения с множеством подтекстов, есть романы-­эпопеи, а есть увлекательные приключенческие романы, выпускающиеся в мягкой обложке. Романы, которых много на любом книжном развале. Подобные произведения презираются обществом и считаются ширпотребом в худшем смысле этого слова, однако в минуты досуга рука нет-­нет да и потянется почитать о приключениях бравого спецназовца или прекрасной шпионки. Герои подобных книг просты, а сюжетные повороты предсказуемы, однако читатель любит их, потому что проще отождествлять себя с парнем без сверхспособностей или миллионов долларов за спиной. Такова и героиня моей сегодняшней рецензии.

Новую сольную серию “Черной Вдовы” пишет Марк Уэйд. Да, тот самый автор, создавший четвертый том Сорвиголовы. Сказать, что ожидания от нового произведения нашумевшего автора завышены, значит не сказать ничего. С другой стороны те же факторы играют и против: ­ персонаж совершенно другой, писать о ней в том же ключе и той же стилистике нельзя.

О Черной Вдове в народе сложилось определенное мнение, подкрепленное кино-вселенной Marvel. Наташа Романова – шпион, неразборчива в сексуальных связях, больно бьет и быстро бегает. Марк решил заострить внимание на шпионаже и напомнить (а для многих и раскрыть правду) о детских годах будущей Черной Вдовы. Сюжетная завязка проста ­ Наташу шантажируют неким “страшным секретом из прошлого”. Секрет настолько страшен, что его не знает даже Щ.И.Т. За молчание придется выполнить задание “на стороне”. В рассказе настоящее перемежается со сценами из прошлого, где нам показывают подготовку советских шпионок, начинающуюся с младых ногтей.

И здесь сразу нужно сделать ремарку. Начинать читать серию нужно с пониманием того, что автор намеренно добавляет в сюжет “клюкву”. Данный прием придает серии атмосферу книг Тома Кленси (для русскоязычного читателя ­ цикла книг “Пиранья” Александра Бушков). Получилось неожиданно хорошо, не в последнюю очередь благодаря чувству меры и таланту Уэйда.

Говорить о рисунке, как говорить о звуке. Всегда стоит помнить, что в нашем мире существуют кубизм и “черный квадрат”. Что здесь безоговорочно прекрасно ­- боевые сцены. Они от номера к номеру разные по содержанию, но каждый раз Вдова грациозно разделывает противников самым эффективным способом. Самни передал грацию балета в рисунке. Почему балета? А вы разве не знали, что именно балет ­ тайное боевое искусство, культивируемое в СССР?

А вот лица и мимика схематичны. Это, с одной стороны, смотрится очень стильно, в том числе благодаря колористу, с другой ­ проскальзывает мысль о халтуре, но тут же сцена диалога сменяется боем, и остается только завороженно всматриваться в каждый штрих.

Эта серия станет глотком свежего воздуха для тех, кому фильмы с детским рейтингом приелись, а пафос разговоров о справедливости заставляет невольно поморщиться. Помните у Фрекшена Хоукай никого не убивает? Здесь убивают все, даже маленькие дети. И у них на это есть причины, причем довольно земные. При этом убийство выглядит литературным инструментом, а не вызовом автора миру: ­ “Смотрите, я могу залить панели кровью”, как это бывает у Миллара (Wanted, Secret Service). Первый номер похож на обложку к приключенческой книге ­ много взрывов, динамичное повествование, практически никакой информации и “крючек” в конце, которым автор заставляет читать дальше. Похоже Марк решил еще раз показать как надо писать сюжет к комиксам, а нам, обычным читателям, остается только радоваться этому и с нетерпением ждать новый номер.

Ю.Гламаздо